Отвлекаемость как качество личности – склонность реагировать, обращать внимание на дурные мысли, глупости, сторонние цели, мелочные проблемы; непроизвольно перемещать внимание с одного объекта на другой.
Чем глупец отличается от разумного человека? Он отвлекается, хватается, как ребёнок, за то, что грязно, за то, что глупо. Дурные мысли приходят и в святую голову. Никто не застрахован от прихода незваных гостей – дурных мыслей и нехороших помыслов. Просто благородный, порядочный человек, когда к нему пришла непотребная мысль контролирует ситуацию, не отвлекается на дурную мысль, а наоборот гонит её, не стесняясь проявить не гостеприимство и не радушие.
Дурная мысль, пытаясь его отвлечь, говорит: – Можно обогреться? – Нельзя. – А переночевать? – У меня не гостиница. – Может, хоть дашь хлеба кусок? – Нет у меня ничего. Ступай себе, пока я добр.
Человек, находящийся под влиянием энергии страсти, а, тем более, невежества превращается для дурных мыслей в олицетворённую отвлекаемость, приветливость и хлебосольство.
Человек в благости, наоборот, развивает в себе самоконтроль, который, как раз, и начинается с контроля языка и мыслей, то есть выработки в себе способности не отвлекаться на приходящие в голову дурные мысли. Он запрещает себе делать глупости, терять самообладание и становиться рабом ненасытных чувств и вожделенного ума. Он бежит от греха, поэтому запрещает себе отвлекаться, то есть переходить от дурных мыслей к действию.
Не добившись отвлечения, огрызнувшись и поскандалив, дурная мысль уходит. Она может ещё пару раз заглянуть с проверкой, может, хозяин одумается и проявит гостеприимство, проявит отвлекаемость. Когда дурные мысли, протестировав несколько раз разум, уйдут из человека, несолоно хлебавши, не добившись отвлекаемости, появляется гарантия, что они уже навсегда оставили попытку капать ему на мозги.
Словом, дурные мысли приходят в голову и к святому и к деграданту. Только первый на них не отвлекается, не привечает, не кормит и не поит их, а второй, наоборот, отвлекается на дурные мысли и проявляет к ним гостеприимство и хлебосольство.
Психолог Вячеслав Рузов говорит, что нельзя барьер поставить, и больше не будут приходить эти дурные мысли. Задача мудреца – не реагировать на глупость. Чем отличается ребенок от взрослого? Ребёнок видит какую-то грязь и её хватает. Взрослый тоже видит грязь, но он её не хватает эту грязь. Так же и глупец отличается от мудреца. И глупец, и мудрец могут видеть одну и ту же грязь, вот, оно грязное. Но глупец хватается за это, радуется этому, прикасается к этому, а мудрец обходит, не обращает внимания, идёт дальше.
Поэтому принцип духовного развития очень прост – нужно не обращать внимания на глупость, не нужно останавливаться, разглядывать эти глупости, пробовать на вкус. Мудрец, просто идёт дальше, он точно знает цель, и он не отвлекается. Это простой принцип духовного развития – не отвлекаться. Если мы отвлеклись, всё – мы вышли из этой реальности, попали в другую реальность. То есть, реальность находится в нашем сознании. Пока я сконцентрирован на своём пути, я нахожусь на этом пути. Как только отвлёкся, я тут же моментально нахожусь в сознании глупости.
Мы это замечаем. Вот, всё было хорошо, и потом вдруг я прихожу в себя и думаю, что я уже, оказывается, отвлёкся и полчаса думаю о какой-то глупости.
— Это такая глупость и я думал о ней полчаса и всё пропустил. Так обидно становится. Поэтому не отвлекаться, не отвлекаться, не отвлекаться и в этом разница между мудрецом и глупцом. Мудрец просто не отвлекается, он идёт дальше. Что бы не происходило, он просто идёт дальше.
Жизнь подкидывает всевозможные новинки, всевозможные развлечения, чего только нет, новости. Как часто мы отвлекаемся на новости, на осуждение других.
Не забывай, что, осуждая других людей, ты отвлекаешься от себя. А мы не должны отвлекаться, мы должны идти дальше. Кто-то к нам подходит, говорит нам что-то, какую-то новость нам рассказывает, и в виде культуры мы это принимаем, то есть мы это слушаем, да, но мы не отвлекаемся, не останавливаем свой путь, мы идём дальше, мы не разворачиваемся и не идём вместе с ним в путешествие по его миру, мы идём дальше. Мы способны продолжать свой путь. Если мы отвлекаемся, останавливаемся – значит, отказываемся от своего пути.
Поэтому, в какие бы трудные ситуации мы бы не попадали, если мы в них даже как-то погружаемся, немного отвлекаемся, это всё равно будет происходить, но если мы способны встать и пойти дальше, — это значит, что путь продолжается, что отвлекаемость в невежество не состоялась.
Задача вражеских сил невежества – отвлечь человека, заманить его в сети деградации. Тело, вожделенный ум, нацеленный на наслаждения, отвлекает, мешает сосредоточиться на духовности. Поэтому энергия невежества бьёт по человеческим слабостям. Сосредоточенность на враге тоже отвлекает от сосредоточенности на духовности.
Психолог Дмитрий Емец пишет: «В этой жизни нас постоянно, почти ежесекундно отвлекают от главного. Чаще это просто мелочные дела, пуржащие глаза рваными бумажками забот. Навязчивая мошкара, лезущая в рот и уши. Мы отвлекаемся, размахиваем руками в иллюзии прежде передавить мошкару, а после уж идти, но она всё пуржит и навязчиво пристаёт, пока мы не превратимся в сплошную рану. Значит, надо просто идти, не обращая внимания на мошкару и не расчесывая укусов».
Словом, нужно спокойно и уверенно идти к своей высокой цели, не отвлекаясь на цели сторонние, на всякие мелочи и глупости.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/