Пессимизм как качество личности – склонность проявлять мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием; выражать негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к миру и людям.
Жили-были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист, а другой – безнадежный пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира. Одному на Рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому – положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: “Ну вот, опять ненастоящая…” Оптимист: “А у меня живая! Только убежала”.
Нобелевский лауреат Жорес Алферов сказал: «В России остались одни оптимисты, пессимисты уже давно уехали!» Опросы социологов подтверждают его слова: пессимизм по мере удаления на запад крепчает и, тем самым, теснит оптимизм. Больше всего оптимизма в Индии, Китае, Японии. Недалеко от них отстоит Россия.
Пессимизм живет по принципу, если какая-нибудь неприятность может случиться, она обязательно случается. Он ярый приверженец законов Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше»; «Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая; «Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему; «Всякое решение плодит новые проблемы». Пессимист считает: всё, что хорошо начинается, кончается плохо. Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.
Пессимизм – это видение мира, как нескончаемую череду неприятностей. Пессимист – это олицетворенное ожидание неприятностей. Он чрезмерно категорично, в негативном свете оценивает всё вокруг, по малейшему поводу включает свой могучий оправдательный механизм, давая универсальное объяснение своим просчетам и неудачам. Споткнувшись на решении какого-то несложного жизненного урока, он готов капитулировать по всем направлениям. Ким Кэтролл правильно подметила: «Пессимист видит проблему в каждой задаче. Оптимист – задачу в каждой проблеме».
Не секрет, что существует прямая связь между болезнями и качествами личности. Пессимизм ничего хорошего здоровью не сулит. Своего обладателя он награждает анемией, сахарным диабетом, гормональными сбоями, болезнями поджелудочной железы. В Дании проводилось обследование 730 пациентов с разными заболеваниями сердца. Эти наблюдения показали, что у пессимистов вероятность возникновения инфаркта на 70% выше, а вероятность преждевременной смерти — на 60%. К тому же хронический пессимизм усиливает стресс, что приводит к повышенной выработке определенных гормонов: адреналина и кортизола. Адреналин повышает артериальное давление, увеличивает вязкость крови — всё это создает условия для развития инфаркта. Кроме того, в ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты бросают курить реже, и чаще болеют.
Оскар Уайльд писал: «Между оптимистом и пессимистом есть забавное различие. Оптимист видит пончик, пессимист дырку!» Пессимизм любит приговаривать: «Не с моим счастьем». Вечно он самый невезучий, обиженный и обделенный. Лев Толстой писал: «Пессимизм — глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим». Если жизнь подкинет пессимисту лимон, он никогда не догадается сделать из него лимонад. Неудовлетворенный собственной жизнью, пессимист видит во всем жирные минусы, а не плюсы. Для него всегда стакан наполовину пуст. Пессимист говорит: «Хуже быть вряд ли может!» Оптимист: «Может, может!» Любые жизненные перемены он воспринимает негативно, изначально видя в них реализацию самых худших своих предположений. Сильный человек, принимая вызовы судьбы, ищет в неприятной ситуации приобретения и новые возможности. Пессимизм сразу готовит калькулятор для подсчета убытков и потерь. Судьба переменчива, считает он – гадкие дни чередуются с окаянными. Анекдот в тему. Встречаются два приятеля. Первый — Как дела, как жизнь? Второй — Да плохо — жена ушла, с работы уволили, машину угнали. Первый – Ну, ничего, жизнь то полосатая, сейчас черная полоса, зато потом будет белая. Через месяц. Первый — Как жизнь, как дела? Второй — Да…а та полоса то, оказывается, была белая….
Вместе с тем, даже в этом порочном качестве личности присутствуют свои плюсы. Недаром говорят: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». Чтобы проявлять разумность и рассудительность, важно не терять контакт с реалиями жизни, чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Общая установка: «Быть готовым к худшему и быть настроенным на лучшее». Поэтому на стадии рассмотрения возможных неприятностей необходимо делать пессимистические прогнозы, а на стадии прогнозирования и планирования гипотетических сценариев — видеть оптимистические варианты.
Пессимизм, находящийся на одной шкале со своей противоположностью – оптимизмом, постепенно, с биологическим возрастом человека отвоевывает у другого полюса всё новые и новые территории. Человека в старости одолевают болезни, нарастает усталость и возрастная лень. Все эти факторы не добавляют оптимизма. К примеру, ранний А.П. Чехов – это весёлость и оптимизм, поздний – это печаль и пессимизм. Встретились два друга: — Старею. — Откуда такой пессимизм? — От женских вопросов. — Каких именно? — Раньше меня спрашивали: «Почему не женишься? » А теперь спрашивают: «Почему не женился? «
Джонатан Свифт — один из величайших пессимистов — высмеивателей человеческой натуры, «писатель-человеконенавистник», как называли его современники пишет в «детской» книжке «Приключения Гулливера»: «Я попросил показать мне Александра Великого во главе его армии, тотчас после битвы под Арбелой. Александр был приглашен в мою комнату. Я с трудом разбирал его речь, а он, со своей стороны, плохо понимал меня. Он поклялся мне, что не был отравлен, а умер от лихорадки благодаря неумеренному пьянству. Затем я увидел Ганнибала во время его перехода через Альпы, который объявил мне, что у него в лагере не было ни капли уксуса. Я также увидел Цезаря и Брута. При виде Брута я проникся глубоким благоговением: в каждой его черте нетрудно было увидеть самую совершенную добродетель, величайшее беспристрастие и твердость духа, преданнейшую любовь к родине и благожелательность к людям. С большим удовольствием я убедился, что эти оба человека находятся в отличных отношениях друг с другом, а Цезарь откровенно признался мне, что величайшие подвиги, совершенные им в течение жизни, далеко не могут сравниться со славой того, кто отнял у него жизнь». Далее: «Особенно сильное отвращение я почувствовал к новой истории. На самом деле, тщательно рассмотрев людей, которые в течение прошедшего столетия пользовались громкой славой, я понял, в каком заблуждении держат мир продажные писаки, приписывающие величайшие подвиги трусам, мудрые советы дуракам, искренность льстецам, римскую доблесть изменникам отечества, целомудрие содомитам, правдивость доносчикам. Я узнал, сколько невинных превосходных людей было приговорено к смерти или изгнанию, сколько подлецов возводилось на высокие должности, сколько великих поступков на самом деле являлись подлостью и преступлением».
У многих пессимизм ассоциируется с картинами Эдварда Мунка, проникнутыми трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма. Названия его картин говорят сами за себя: «Отчаяние», «Страх», «Разрыв», «Меланхолия», «Ревность», «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Вампир». На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу». Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна «Крик», которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин. Эксперты увидели в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его.
Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: «Крик»! Невозможно даже дать представление об этой картине, — все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание — это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания — клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров… И небо кричит, — вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/