Шила в мешке не утаишь.
Пословица
Утаивание как качество личности – склонность сохранять в тайне, скрывать, прятать, тайно присваивать всю или часть информации, денег, материальных благ.
Путешественник останавливается пообедать в небольшом городке. Выйдя на городскую площадь, он видит, что на скамейке сидит старый фермер и читает газету. Рядом с ним расположилась странная собака. Путешественник подходит, усаживается рядом и пытается завязать дружеский разговор. Фермер не привык доверять незнакомцам. Он отделывается односложными замечаниями и не вступает в беседу. «Надо же, какая забавная у вас собака, — говорит городской франт. — Когда я был ребенком, у меня была точно такая же». Старый фермер ограничивается кивком. «Ваша собака мне нравится», — говорит городской франт. Фермер молча кивает. «Она кусается?» — спрашивает путешественник. «Нет», — отвечает фермер. «Вы не будете возражать, если я ее поглажу?» — спрашивает франт. «Нет», — отвечает фермер. Путешественник протягивает руку, чтобы погладить собаку. Собака рычит и хватает его зубами за руку, оставив на ней серьезную рану. Путешественнику больно и обидно. Он кричит: «Вы же сказали, что ваша собака не кусается!» — «Моя собака не кусается», — отвечает фермер. «Посмотрите-ка, что ваша собака сделала с моей рукой!» — кричит путешественник. «А это не моя собака», — ухмыляясь, отвечает фермер.
Утаивание – это, когда на вопрос: — Почему зажимал информацию, скрытничал, не договаривал? — человек отвечает: — А ты не спрашивал. Утаивание информации наиболее ярко проявляется в умалчивании — сокрытии определенных тем. Подельники утаивания – полуправда, умалчивание, заговор молчания, недоговаривание, недосказанность, двусмысленность.
Зачастую информацию утаивают не потому, что это жуткая тайна, а потому, что её стыдно озвучивать. Человек иногда утаивает правду, ибо ему стыдно за такую правду перед собой и другими людьми. Желая уйти от решения проблем, человек включает встроенный в него механизм оправдания, занимается, тем самым, самообманом и, в конечном счёте, утаивает от себя правду о себе. Франсуа де Ларошфуко писал: «Не следует обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя».
Человек изрядно поднаторел в искусстве утаивания информации, но к его сожалению он не способен полностью контролировать язык тела. Органы чувств то и дело предательски выдают то, что он хотел утаить от любопытных глаз.
Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» пишет: «Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и всё кончено. Она замечена, а вы пойманы!»
Любовь утаить невозможно. Пьер Абеляр утверждает: «Любовь — одно из тех страданий, которые невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его». Его поддерживает Ларошфуко: «Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать — когда ее нет».
Человек не становится лучше от утаивания своих порочных качеств личности. Пороки нетерпеливо ждут своего часа. Консервация им не по душе. Больше всего они боятся, когда рядом с ними заботливо ухаживают за ростками добродетелей. Вырастут положительные качества личности и зачахнут пороки. Зная эту закономерность, порочные качества личности утаивают от разума человека эту истину, высмеивают добродетели, которые принесут им смерть. Жадность высмеивает щедрость, ненависть иронизирует и насмехается над любовью, корысть глумится над бескорыстием, безответственность в открытую смеётся над обязательностью.
Недруг, выявивший ваши ошибки, на порядок нужнее и важнее для вас, чем друг, утаивающий их. Утаивание пороков – удобрение для их взращивания. Советы настоящего друга выслушиваются и принимаются. Если друг благороден и искренен, если ничего не утаивает, значит, у его друга появляется весомый шанс стать лучше и чище.
Утаивание может проявляться под влиянием трёх энергий: благости, страсти и невежества.
В благости человек утаивает то, что навредит его близким, окружающим, Родине. Болтун – находка для шпиона. Он не способен ничего утаить. Когда утаивание полезно, глупец не закрывает рот.
На этот случай Омар Хайям писал:
К тайнам ты не пускай подлеца — их скрывай,
И секреты храни от глупца — их скрывай,
Посмотри на себя меж людей, проходящих,
О надеждах молчи до конца — их скрывай!
Если женщина не утаивает свой возраст, жди неприятностей, она может откровенно высказаться о жизни, о людях и о вас. Несравненная Фаина Раневская на вопрос: — Вы заболели, Фаина Георгиевна? – обычно отвечала: — Нет, я просто так выгляжу. — Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье. — Я себя чувствую, но плохо. — Я как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко. — Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.
Абсурдно ожидать от людей в страсти полной откровенности и искренности. Людям в страсти есть что утаивать. Например, конфиденциальную информацию, корень своих проблем, личное участие и авторство в каком-нибудь нелицеприятном деле, отношение к власти, эмоции и чувства.
Хорошее воспитание, как благородство и порядочность, не утаишь, оно диагностируется окружающими в каждом слове, поступке и поведении в целом.
Утаивание – проверенный косвенный вид обмана.
Психологи считают, что утаивание в сравнении с обманом имеет несколько преимуществ. Например, используя утаивание, вовсе не обязательно, как при прямом обмане, помнить сказанное ранее, потому что человек не дает собеседнику искаженной и откровенно неправильной информации. Утаивая что-то, я просто исключаю определенную информацию из процесса общения. Еще одно преимущество утаивания в том, что все сказанное лжецом — правда. Поскольку информация, которую я передаю собеседнику, основана на истине, мне будет довольно легко утаить важную или значимую ее часть. Мне не придется запоминать ту паутину лжи, которую я подготовил для того, чтобы отвечать на разные вопросы. Мне достаточно просто утаить или удалить определенную информацию из собственного рассказа о ситуации или событии. Преимущество утаивания в том, что все сказанное лжецом — правда. Чтобы обман, основанный на утаивании, увенчался успехом, я должен представлять, сколько мой собеседник должен знать, чтобы почувствовать, что я говорю ему чистую правду. А потом я должен тщательно отобрать то, что можно сказать. Моя задача — раскрыть лишь некоторые факты и предоставить собеседнику возможность предположить остальное. Я хочу, чтобы мой собеседник почувствовал себя удовлетворенным, но, в то же время, пришел к неправильному заключению. Я чувствую, что он делает неправильный вывод, по характеру его вопросов и содержанию замечаний, но не поправляю его. Мой обман, основанный на утаивании информации, оказывается вполне успешным.