Художественный вкус как качество личности – способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение; способность отвечать требованиям искусства, соответствовать эстетическому вкусу.
— Дорогая, — обращается кавалер к своей даме после длительного и утомительного блуждания по залам выставки модернистского искусства, — обрати внимание, с каким художественным вкусом написаны эти два простеньких реалистичных силуэта на фоне нагромождений и абсолютно непонятных сюжетов!— Говори, пожалуйста, тише! Это же таблички на дверях туалетов.
Художественный вкус – способность адекватно осознавать и оценивать качество того или иного произведения искусства. В отличие от снобов, склонных слепо подражать вкусам и манерам высшего общества, претендовать на изысканно-утончённый вкус, человек с истинно художественным вкусом по-настоящему видит красоту и качественность произведений искусства.
Художественному вкусу чужд конформизм, пристрастность и предвзятость. Если человек обладает художественным вкусом, он чувствует в произведении искусства душу, нерв, сумасшедшую энергетику, «шаровую молнию», осознает ее штучность и эксклюзивность. Никакие экспертные оценки, авторитетные высказывания, тенденциозные мнения общества не смогут повлиять на него даже в мельчайшей степени.
От произведений великих мастеров исходит огромная энергия, которая переворачивает душу, «рвёт аорты», заставляет сильнее биться сердца, очищает разум. От соприкосновения с настоящим искусством человек личностно растёт, совершенствуется, приближается по своим качествам личности к Богу.
Снобы стараются выставить себя истинными ценителями искусства, пытаются навязывать другим свой извращённый вкус, но всё это не более чем позёрство, рисовка и красование. Для истинного обладателя художественного вкуса смешны их неуклюжие попытки казаться знатоками искусства.
Анекдот в тему. Из-за преступной халатности работников Эрмитажа картина великого Казимира Малевича «Черный квадрат» два месяца провисела вверх ногами и ни один ценитель искусства, обладающий «тонким» художественным вкусом, не заметил этого вопиющего безобразия.
Художественная галерея. У картины Малевича «Черный квадрат» экскурсовод рассказывает историю картины. Один посетитель задает вопрос: — Я слышал, что существуют четыре оригинала этой картины, это правда? Экскурсовод: — Да, это правда. Хотя надо сказать, что Малевич писал десять оригиналов, но шесть других не получились.
Человек, обладающий художественным вкусом, легко идентифицирует художественность в творениях мастеров слова, кисти или ноты, сразу сканирует главную идею, которую хотел выразить писатель, художник либо композитор.
Классическим стало рассуждение Н.Г. Чернышевского о художественности: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее. Для решения последнего вопроса надобно посмотреть, действительно ли все части и подробности проистекают из основной его идеи. Как бы замысловата или красива ни была сама по себе известная подробность — сцена, характер, эпизод, — но если она не служит к полнейшему выражению основной идеи произведения, она вредит его художественности».
Обладатель художественного вкуса чувствует в произведении искусства пульсирующий сгусток нерва, «натянутый канат» жизни:
Посмотрите — вот он
без страховки идет.
Чуть правее наклон —
упадет, пропадет!
Чуть левее наклон —
все равно не спасти…
Но должно быть, ему очень нужно пройти
четыре четверти пути.
Когда вышел в свет «Нерв» Владимира Высоцкого, для многих книга стала миражом, привидением. Где-то есть, а в руки не возьмешь. О книге слышали многие, о выходе ее в свет написали газеты, публиковались рецензии в журналах «Литературное обозрение» и «Юность». Люди переписывали «Нерв» от руки. Есть версия, что первое издание (55 000 экз.) не появилось в продаже, а ушло по обкомам КПСС… В народе гулял миф о краже вагона с тиражом «Нерва».
Когда человек лишен художественного вкуса, он не видит разницы между оригиналом картины и репродукцией. Глядя на произведение искусства, его хаотичный, сумбурный ум выдаёт неожиданные ассоциации.
В музее у огромной картины во всю стену стоит восхищённый посетитель. Второй посетитель обращается к нему: — У Вас хороший художественный вкус. «Явление Христа Народу» — шедевр. Какие мысли вызывает это грандиозное полотно? — Да вот думаю, небось, ведра два краски пошло на это дело!
Южный приморский город, вечер. На причале стоит человек во фраке, с галстуком-бабочкой, и любуется закатом. К нему подходит местный художник, и они начинают беседовать о небе, прекрасном заходящем солнце и море. Потом разговор переходит на искусство, живопись и т.д. В конце концов, художник говорит: — У вас такой тонкий художественный вкус. — Вы что, тоже маринист? — Да нет, я вообще-то голубой, но море тоже люблю…
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/