Чувство юмора как качество личности – интеллектуальная способность проявлять весёлый, острый, шутливый склад ума, подмечая комическое в окружающей действительности и резко, но безобидно откликаясь на него эмоцией, ставшей следствием взаимодействия разума и чувств.
Чувство юмора, подобно миноискателю, обнаруживает противоречия в окружающем мире и в утрированной форме демонстрирует их абсурдность или несуразность с намерением вызвать смех. Утрируя противоположность достоинств и недостатков в каком-либо человеке, избыточную важность кого-либо и не соответствующее ей поведение, шутник сохраняет дружелюбие и доброжелательность к объекту юмора. В качестве примера: Ваши недостатки? — Неразговорчив. — Ваши достоинства? — Неболтлив.
На последнем мировом первенстве, известном грубостью футболистов, журналист берёт интервью у известного тренера: — Как вы представляете себе образ идеального футболиста? Какими качествами он должен обладать? — Высокая самодисциплина, соблюдение режима, беспрекословное следование указаниям тренера, лояльность к противнику, уважение к арбитрам, чувство товарищества… — Но таких игроков очень мало! — Таких игроков сколько угодно. Но у них есть недостаток: они не умеют играть в футбол.
Без положительного идеала чувство юмора вырождается в пошлость, банальность и цинизм. Довлатов писал: «Юмор — инверсия жизни. Лучше так: юмор — инверсия здравого смысла. Улыбка разума». Улыбка – проявление чувств. Разум лишён эмоций, он сам контролирует ум и чувства. Юмор – это творческий союз разума и чувств, унисон несовместимостей, когда чувства рукоплещут разуму, а разум одобрительно кивает в сторону чувств.
Кудесники смеха находят свою нишу в разных его оттенках. Искусствовед Ю. Бореев пишет: «»Существует целая гамма оттенков смеха. Насмешка Эзопа, раскатистый карнавальный хохот Рабле, едкий сарказм Свифта, тонкая ирония Эразма Роттердамского, изящная, рационалистически строгая сатира Мольера, мудрая и злая улыбка Вольтера, искристый юмор Беранже, карикатура Домье, гневный гротеск Гойи, колючая романтическая ирония Гейне, скептическая ирония Франса, веселый юмор Твена, интеллектуальная ирония Шоу, смех сквозь слезы Гоголя, разящая сатира и сарказм Щедрина, душевный, грустный, лиричный юмор Чехова, печальный и сердечный юмор Шолом-Алейхема, озорная, веселая сатира Гашека, оптимистическая сатира Брехта, жизнерадостный народный юмор Шолохова. Какое богатство!»
Чувство юмора неотделимо от жизненной концепции самого человека. Когда человек сворачивает богатую палитру отношений между мужчиной и женщиной только к сексу, его юмор в этой сфере жизни фокусируется на нижних центрах. Это страстный юмор или юмор ниже пояса. Чем, к примеру, отличается американская комедия от американской драмы?- Если на протяжении фильма никто ни разу не пустит газы, это драма. В ином случае — комедия.
Когда человек живёт с концепцией счастья – жить только для себя, а на других наплевать, он превращается в поставщика невежественного юмора, хамского по своей природе и оскорбительного для других людей. Истинное чувство юмора стартует с первой попытки не считать себя центром Вселенной, большим Солнцем, а остальных людей – ничтожными суетливыми букашками. Блестящими генераторами юмора становятся люди, умеющие смеяться над собой. Чувство юмора позволяет им ладить с чужой и собственной глупостью.
Высшая форма юмора — благостный юмор, направленный на раскрытие темы. Пример благостного юмора рассказ Семёна Альтова «Месть»: «Овчарка была молодая и наглая. Пудель старый, из хорошей семьи. Летом они жили рядом на соседних участках. Однажды, когда собак выгуливали в поле, овчарка ни с того ни с сего кинулась на пуделя и, пока не разняли, жестоко трепала его, причем на глазах симпатичной болонки. Старый пудель, зализывая раны, поклялся отомстить. Через два дня овчарка покусала ребенка. Ее привязали около дома, посадили на цепь. Она могла как угодно лаять, рычать, но дотянуться, укусить — фигушки! Когда хозяева были на работе, старый пудель спокойненько перешел на соседний участок. Овчарка, облизнулась, мысленно жуя пуделя, зарычала и метнулась вперед, но упала, подсеченная цепью. А пудель невозмутимо шагал по чужому участку, делая вид, что не видит овчарку в упор. Обошел клумбу, обнюхал поленницу, подумал и, подняв ногу, окатил дрова. Оскорбленная до глубины души, овчарка зашлась в жутком лае, пытаясь выпрыгнуть из ошейника. А пудель, как ни в чем ни бывало, подошел к кусту роз, понюхал и опрыскал его. После чего снова понюхал и довольный, двинулся дальше. Овчарка взвыла так, будто ее режут. Пудель, как интурист, прогулочным шагом продолжил осмотр. Боясь что-нибудь пропустить, он дотошно описал все, что можно было описать. А розы — дважды! Причем расписывался замысловатым вензелем «П». Овчарка, сорвав голос, лежала пластом и лишь вздрагивала каждый раз, когда пудель заносил карающую лапу. От бешенства из пасти стекала слюна. Прикинув крайнее расстояние, на которое могла прыгнуть овчарка, пудель подошел, сел на корточки и, по-стариковски кряхтя, наложил кучу перед носом овчарки. Та грызла землю, из желтых глаз лились слезы. Пудель хотел расписаться на углу дома, но уже было нечем. Тогда он зевнул и, виляя задом, затрусил к дому. Назавтра все повторилось сначала. Пудель проводил опись участка. Овчарка на время этой пытки, стиснув зубы, скулила. Шерсть на ее голове седела на глазах. Если бы не цепь, она разорвала пуделя на тысячу! две тысячи кусков! От позора овчарка сходила с ума, а пудель ликовал. Это были лучшие минуты его жизни. Никогда физические отправления не доставляли такого глубокого морального удовлетворения. На пятый день, чувствуя, что вот-вот явится черный мучитель, овчарка, собрав последние силы, рванулась, цепь зацепилась за сук и собака повисла. Когда пудель в половине восьмого, как на работу, явился на соседский участок, он ахнул. Овчарка повесилась. Вот этого свинства он от нее не ожидал! Через неделю пудель скончался. Все говорили: наверно, на него смерть овчарки подействовала. Глупости. Просто жизнь потеряла для пуделя смысл».
Человек, обладающий чувством юмора, находит комизм в любой неприятной и неожиданной ситуации. Это его защитная реакция на неожиданные жизненные казусы. Он умеет видеть себя со стороны, как в фильме, поэтому многие эпизоды воспринимаются его подсознанием, как будто это кто-то другой – Пьер Ришар или Никулин. Например, он видит себя гуляющим по берегу моря с собакой. Вот он на секунду отвлёкся, поглядел, куда побежал его непоседливый пёс, и тут к нему подошёл лабрадор, понюхал штанину и «расписался». Человек без юмора изошёл бы от злости, а он чуть не умер от смеха, прокручивая в памяти комичную ситуацию.
Словом, человек с юмором в душе весело смотрит на мир и умеет смеяться над собой даже в самой абсурдной и несуразной ситуации. Он не боится быть смешным и не относится к себе любимому с избыточной серьёзностью. Владелец такого качества личности как чувство юмора любит людей и открыт для них, он проявляет душевную теплоту и обаяние, поэтому его юмор становится добрым и позитивным. Он наблюдателен, освоил ассоциативное мышление, имеет приличный словарный запас, эрудицию, актёрское мастерство, способность спонтанно, импровизированно сочинять весёлые шутки. Люди тянутся к человеку – другу улыбки, он приводит их в чувство юмора. С ним можно забыть о неприятностях или взглянуть на них с весёлой стороны. Из вселенской катастрофы они превращаются в мелкие неудобства. Как говорит Михаил Задорнов: «Есть три проявления Бога на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора пережить».
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/