Вернейшая порука мастерства —
Не признавать своё же совершенство.
Уильям Шекспир. Много шума из ничего
Великое мастерство похоже на неумение.
Китайская пословица
Мастерство как качество личности – способность стабильно проявлять исключительное уменье, высокое искусство в какой-нибудь области.
Воин долго совершенствовался в стрельбе из лука, и когда достиг высокого мастерства, решил вернуться в родную деревню. Идёт и видит: в деревьях стрелы торчат и все до одной — прямо в центре мишени. «Ну, — думает, — кто же этот стрелок, который всегда в самый центр мишени попадает? Я столько лет учился, а такого не достиг!» Стал спрашивать у жителей, они отвечают: — Да, есть такой стрелок у нас, благодаря которому враги обходят нашу деревню стороной. Лучник пожелал познакомиться. Выходит такая маленькая девочка и говорит: — Кто хотел со мной познакомиться? — Не может быть! — ахнул лучник. — Девочка, как ты достигла такого совершенства в стрельбе? Каким образом ты всегда попадаешь в центр мишени? — Это очень просто, — отвечает девочка. — Я беру лук и стрелы и стреляю куда хочу, а вокруг вонзившегося острия стрелы рисую центр мишени.
В отличие от профессионализма, проявляющего высокий уровень умения, мастерство — это стабильное проявление в своём деле волшебной силы искусства. Л. Н. Толстой в своей статье «Что такое искусство?» написал: «Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось», — сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», — сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства».
Вот этим «чуть- чуть» истинный мастер и отличается от подмастерья, ремесленника и добротного профессионала. Олег Рой в «Человеке за шкафом» пишет: «Нет своего «Я» — неоткуда и волшебству браться. Каждый мастер — индивидуальность, каждый ремесленник хорошо и качественно клепает поделки под стать таким же, как он».
Рассказывает прославленный игрок московского «Спартака» Юрий Севидов: — Как-то помню, приехали мы, спартаковские ветераны, в колхоз на товарищеский матч. Играем, Евгений Ловчев, как всегда, красавец: два мяча положил. Я заменился, идёт мимо председатель колхоза: — Юрий Александрович, кто лучший, кому самовар вручать? — Рейнгольд, — отвечаю, хотя Рекс, как мы звали Валеру, до мяча ни разу не дотронулся. По окончании матча самовар действительно вручают Рейнгольду. Ловчев в шоке, ничего понять не может: — Рейнгольд, тебе-то за что, ты же мяча ни разу не коснулся? — За высокое исполнительское мастерство! — ответил Валерий Леонидович.
Истинное мастерство эксклюзивно, оно может одухотворить своё творение.
Однажды Пигмалиону, царю Кипра, удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался царь своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Он назвал ее Галатеей, одел в белоснежные одежды и посадил рядом с собой на трон. Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в святилище богини принес ей жертвы с мольбой: — О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение! И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе. Лучи легли на лицо из слоновой кости и царю показалось, что оно немного порозовело. Грудь расширилась, наполнившись воздухом, и Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Счастливый царь вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви. Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В белоснежном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита…
Какова особенность мастерства. На него смотреть – значит, получать удовольствие. Борис Акунин в «Кладбищенских историях» пишет: «Одно из самых захватывающих зрелищ на свете — смотреть, как работает Мастер, и не суть важно, чем именно он занимается. Пишет картину, рубит мясо, чистит ботинки — не имеет значения. Когда человек выполняет дело, ради которого родился на свет, он великолепен».
Мастерство приходит к целеустремлённым, упорным и настойчивым. Кто ищет оправдания своему неумению, своим неудачам в каком-то деле, мастером никогда не станет. Анатолий Рыжов пишет: «Будьте Мастерами! Если ты Мастер — хоть в клейке обоев, хоть в готовке еды, то тебе все равно, какая на дворе власть! Ты всегда будешь нужен людям, а значит, всегда будешь сыт, одет, обут… и свободен!»
Однажды к старому Мастеру китайских боевых искусств пришёл ученик-европеец и спросил: — Мастер, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему ещё вы могли бы научить меня? Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал: — Представь себе, что, гуляя по городу, ты случайно забредаешь на улицу, где тебя поджидают несколько громил, мечтающих ограбить и переломать тебе рёбра. Так вот, я научу тебя не гулять по таким улицам.
Об истинном мастерстве кое-что известно даже невеждам и глупцам.
Приезжает новый русский в лабаз и кричит барыге: — Слышь ты, мне вещь нужна такая, чтоб ни у кого не было, и по фишкам чтоб нормально было, на день рождения к другану еду. Тот, не думая: — О, братан, о чем речь, сейчас всё будет. Через пару минут выходит с барабаном в руках и говорит: — Вот тебе барабан, сделан мастером Страдивари, такого точно ни у кого нет и стоит всего лишь 250000 баксов. Новый русский с барыгой рассчитался, взял барабан и уехал. Приезжает на день рождения и говорит: — Слышь, пацаны, вещь такую отвинтил, барабан Страдивари в единственном экземпляре. Именинник взял барабан и говорит: — Спасибо, конечно, вот тока я где-то слышал, что Страдивари вроде скрипки делал! Новый русский: – Братан, ща разрулим! Уезжает и прямиком к барыге, выдергивает его и кричит: — Слышь, ты, Страдивари скрипки делал, а ты мне что пропихнул? Если соврал, завалю. Барыга подумал и говорит: — Страдивари скрипки для лохов делал, а для братвы барабаны. Возвращается и говорит имениннику: — Сень! Я во всём разобрался! Оказывается, Страдивари скрипки делал для лохов! А для чисто конкретных и нормальных пацанов — БАРАБАНЫ!
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/