Порицание как качество личности – склонность осуждать за что-нибудь, постоянно высказывать в чей-то адрес неодобрение, выговаривать, обвинять, хаять, порочить.
У одного отшельника спросили: — Почему ты не порицаешь в людях их недостатки? — Потому, что я сам не лишён их, — ответил он.
Вглядись в себя, убедись, что ты далеко не святой и поэтому не имеешь никакого права никого порицать. Человеку свойственно порицать других и в то же время выгораживать и оправдывать себя за те же непотребные действия и поступки. Если нам есть за что себя порицать, мы всегда охотно найдём виновных.
Как-то Диогена спросили: — Каким образом человек может стать самостоятельным? Он ответил: — Если он, прежде всего, станет упрекать себя в том, в чём порицает других.
Кто-то сказал ар-Раби‘у бин Хусайму: «Мы никогда не слышали, чтобы ты кого-нибудь осуждал», на что он ответил: «Я слишком недоволен собой, чтобы находить время для порицания других».
Вы никогда не найдёте человека, достойного одного лишь порицания или одной лишь похвалы.
Человек не имеет права на осуждение и злое порицание. Это не входит в его компетенцию. На это есть высший суд, его парафия всё расставить по полочкам – кого нужно порицать и осуждать. К примеру, Высший суд всегда будет порицать неблагодарность, гордыню, зависть и жадность.
Тем не менее, на свете полным полно людей, которые способны только на порицание. Их ум не способен генерировать похвалу. Они всем и вся недовольны. Поэтому и ими никто не доволен. Поэтому и их многие порицают.
Если ты выбрал духовного наставника, большим грехом считается его порицание.
Чрезмерно амбициозным людям с необоснованными претензиями на жизнь и в то же время совершенно заурядным и тусклым ничего больше не остаётся, как порицать людей одарённых и неординарных. Люди обычно порицают тех, кто не опускается до их уровня развития. В нежелании другого спускаться до их личностного потенциала они видят молчаливое порицание себя.
Оноре де Бальзак в «Герцогине де Ланже» пишет: «Он был добр, но держался так замкнуто, что слыл суровым и высокомерным. Люди охотно позволяют возвышаться над ними, но никогда не прощают тех, кто не опускается до их уровня. Поэтому к чувству восхищения, которое вызывают в них сильные натуры, всегда примешана доля ненависти и страха. В безудержном благородстве люди всегда видят молчаливое порицание себе и никогда не простят этого ни живым, ни мёртвым».
Неконструктивные порицания не работают также как упрёки и оскорбления. Хо Ши Мин писал: «В порицаниях всегда нужна мера. Чрезмерной похвалой вы повергнете в смущение того, кого хвалите. Чрезмерное порицание вряд ли будет правильно воспринято тем, кто подвергся осуждению».
Зачастую создаётся впечатление, что многие люди рождены только для порицания и осуждения других. Они видят мир через грязные разводы на окне. Живут с психологией навозной мухи. В Ахилле они видят лишь уязвимую пятку.
К порицаниям и критиканству этой своры нужно относиться спокойно и равнодушно. Ещё Пифагор говорил: «Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале».
Если человек придаёт избыточное значение чужим порицаниям и похвалам, значит, ему уготован удел – вечное беспокойство и волнения.
В то же время нельзя оставлять без внимания чужие порицания, ибо в них может быть польза для личностного развития.
Мудр тот, кто внимателен не к похвалам, а к порицаниям. Человек редко проявляет разумность и мудрость, чтобы предпочесть благое порицание невежественной, а потому вредной и опасной похвале.
Исократ говорил: «Порицать человека для его же пользы — значит не хулить, а вразумлять его». Благое порицание, то есть порицание сделанное под влиянием энергии благости – есть подарок и знак, игнорировать который будет глупостью и недальновидностью. Не зря у арабов есть пословица, что порицание — подарок друзей.
Георг Кристоф Лихтенберг как-то сказал: «Пусть тебя слишком не огорчает незаслуженное порицание; зато ведь и хвалят тебя иной раз ни за что».
Примерно такого же мнения придерживается и Мария фон Эбнер-Эшенбах: «Порицание не мешает выслушать и от первого встречного; хвалу же от человека хорошо выслушать, только присмотревшись к нему поближе».
Если тебя не порицают, значит, что годы уже не те. Ещё великий Шекспир писал: «И крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть».
Самое суровое самопорицание проявляется в самоосуждении. В то же время в самопорицании следует знать меру. Постоянно порицая себя, можно докатиться до полного самопрезрения. Чрезмерное самопорицание трансформируется в самобичевание и самоуничижение.
Философ Артур Шопенгауэр писал: «Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости».
В порицании и осуждении явно прослеживается добровольная уступка власти над собой в пользу порицаемого. Порицая и осуждая правительство, людей или обстоятельства, мы, тем самым, расписываемся в том, что они имеют власть над нашими мыслями, чувствами и эмоциями. Эксплуатируя наши чувства, внешние факторы берут нас в плен. Например, нас не устраивает чье-то поведение, оно не вписывается в наши нравственные ценности, моральные устои и представления. Мы не можем отвечать за поведение других, а вот за свою реакцию на их поведение отвечаем полностью только мы.
В нашей власти сделать выбор: «выпрыгивать из штанов», с пеной у рта доказывая неправоту людей или обстоятельств или остаться спокойным и уравновешенным. Порицая и осуждая других, мы приобретаем статус жертвы. Своим порицанием мы создаем избыточный потенциал, вызываем равновесные силы, которые нас «воспитывают» и устанавливают равновесие.. Приклеивая к порицанию почтовую марку, мы отсылаем порицаемым своё здоровье и жизненный тонус. Иными словами, порицание и осуждение – это добровольная передача власти над собой предмету порицания.
В советские времена мужик идет по улице и ругается: — Какая же сволочь! Каков мерзавец!? Никакой совести! К нему подходят люди в штатском и требуют пояснить, кого он имеет в виду. — Как это, «кого»? — удивляется мужик. — Конечно, себя. Порицаю сам себя. Люди в штатском разочарованно отпускают его и удаляются. Мужик догоняет их: — Простите, а вы на кого подумали?
Ложное, лицемерное самопорицание сродни похвале самому себе. Главное, чтобы самопорицание развивало и совершенствовало личность, иначе оно превращается в бесплодное, бесполезное самоедство и самоунижение. Зачастую человек порицает себя только потому, что не может достичь стадии самопонимания. Настоящее самопорицание призвано привести человека к пониманию себя. Если оно отдаляет его от самопонимания и самопознания, значит это не самопорицание, а глупое самобичевание и самоиздевательство.
Словом, ложное самопорицание не приводит человека к прогрессу, личностному росту. Наоборот оно подталкивает его ещё больше погружаться в болото невежества и деградации. Часто за самопорицанием прячется простое желание получить дельный совет из авторитетных уст.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/