— Уж очень вы прыткий! — Это потому что жизнь короткая.
Город соблазнов
Прыткий на ноги, да на смекалку слаб.
Пословица
— Девушка, дайте ваш телефончик. — Ишь, какой прыткий. Это что, любовь
с первого взгляда? — Ишь, какая прыткая. Это ограбление!
Прыть (Прыткость) как качество личности – склонность проявлять живость в движениях; быть подвижным, бойким, расторопным, проворным.
Продает мужик живого петуха на базаре, держит изо всех сил. Подходит женщина и спрашивает: — Почем нынче дохлятина? – Какая дохлятина? Прыткий петух: — Бежит – земля дрожит. Упадёт – три дня лежит. – Ну а, кур топчет? — И кур, и гусок, и индюшек топчет… Быка с поля прогнал, коровам проходу не дает. Вчера тещу мою затоптал, похотливая птица. — Так зачем продаете? — На меня поглядывать стал.
Пришел петух наниматься на птицеферму. Хозяин говорит: — Вижу, ты парень прыткий. Дело знаешь. Но сразу предупреждаю – зарплата у нас маленькая, а контингент большой. – Ничего. Я согласен. Прошел первый день. Прыткий, похотливый петух перетоптал всех кур. На второй день – всех кур и уток. На третий день – всех кур, уток и гусок. На четвёртый день хозяин выходит во двор, смотрит, а петух под деревом дохлый лежит. – Эх, бедолага. Предупреждал же я тебя, что работа у нас тяжелая, непосильная. Вот и сгорел на работе почём зря. Нагнулся, чтобы поднять петуха и похоронить с почестями. Вдруг петух чуть приоткрывает один глаз и шепчет: — Тише! Ворону спугнёшь!
Прыткость, несмотря на кажущуюся положительность, объясняющуюся бойкостью, расторопностью, живостью человека, в народном речевом обороте, как правило, преподносится в негативном контексте: — Уж больно ты прыток! — Прытью людей не удивишь. — Прытче зайца не будешь, а и того ловят. — Прытью века не изойдешь. — Прытко бегают, так часто падают.
Что это? Зависть к чужой успешности? Злопыхательство в адрес проворного человека? Или сложившееся отношение к людям, бездумно бегущим по оврагам жизни?
Поэт Эдуард Севрус пишет:
Неплохо б помнить прытким молодцам,
Природой и судьбою кто обижен:
Когда война объявлена дворцам,
Она дойдет чуть позже и до хижин.
У Севруса прыткие молодцы вообще обижены природой и судьбой. То есть ребята жили с мыслью: — Мы политикой не занимаемся. И было им невдомёк, что политика активно занимается ими. Как говорил классик: «Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя». И вот, как у Александра Фадеева в «Молодой гвардии»: «Бричка, запряженная низкорослым, прытким на ноги буланым коньком, теперь все время катилась впереди» и добавляем – на полном скаку приблизилась к огромной, глубокой, грязевой луже, которую ни объехать, ни обойти. Здесь прыткостью дела не решишь. Нужно крепко думать, как преодолеть жизненное препятствие.
У Ольги Василенко (Красницкой) прыть бездушна:
Оставьте Вашу прыть, корнет —
Я влюблена, увы, в поэта.
Он беден, но на свете нет
Других, душой моей согретых.
И Ваши ласки горячи,
И Ваши руки так умелы.
Но сердце всё-таки молчит…
Ах! Вам дано пустое тело.
Берите то, в чём проку нет.
Отдам без ложных сожалений.
Души не трогайте, корнет.
Она не встанет на колени.
А как относиться к прыти чувств?
Не долгой может быть поэта прыть,
Иссякнут чувства в прах страниц лощеных,
Улыбок на мгновенье умиленных,
Сквозь будни продолжающих спешить…
Прыть может стать следствием идеализации своих возможностей. Поэтому каждый водитель должен знать детское двустишие:
Если вы хотите жить,
Поубавьте вашу прыть!
Словом, прыткость хороша, если она бежит в ногу с разумом и порочна, когда его не слушается. Если, к примеру, она помогает проявиться таким качествам личности как пустое любопытство, суматошность, то, несомненно, представляет пороки. У Салтыкова – Щедрина в «Пошехонских рассказах» прыткая особа заявляет: «— Я прытка. Туда — побегу, сюда — нос суну, в третьем месте — пыль столбом подыму».
Вместе с тем в народе говорят: — На охоте кто прытче — не останется без дичи. То есть в купе с благим делом, осуществляемым с живостью, бойкостью и расторопностью прыткость добродетельна.