Рабство как качество личности – склонность беспрекословно, покорно и слепо следовать, подчиняться чьему-либо влиянию или какому-либо увлечению; быть в полной зависимости от своих ненасытных чувств и вожделенного ума.
Султан со своей свитой ехал по дороге. Навстречу ему попался дервиш. Тот склонился перед султаном, как того и требовал обычай. — Проси о милости, — сказал султан, ожидая, что дервиш попросит еды или денег. — Разве просят милости у рабов? — ответил дервиш. — Почему ты называешь меня рабом? — Ты раб своих чувств и ума, жадности и ожидания, я же — их повелитель. Получается, султан, что ты — раб моих рабов!
Луций Анней Сенека говорил: «Власть над собой — самая высшая власть; порабощение своими страстями — самое страшное рабство».
Раб чувств утрачивает покой. Спокойный, разумный человек, контролируя свои побуждения, не идет на поводу у желаний и прихотей чувств. Слабый человек – раб своих чувств. Когда разум в рабстве у чувств, человек становится безвольным и слабым. Чувства по своей природе ненасытны и обманчивы. Ими должен управлять ум, который сам нуждается в управлении со стороны разума. Ум по своей природе постоянно стремится к удовольствиям, к удовлетворению своего «Я хочу, хочу, хочу». Он работает в режиме «нравится или не нравится», «приятно или неприятно». Уму свойственна изменчивость, вожделение, сумбурность и хаотичность.
Раб тот, у кого ум верховодит разумом. Человек превращается в раба, если им управляет «Я хочу». Если ненасытные чувства и вожделенный ум берут в рабство разум, человек становится слабым и зависимым. Человека делает рабом разум, находящийся под колпаком у чувств и ума. Какие функции выполняет разум? Он работает в режиме «правильно – не правильно», «вредно или полезно», можно это делать или категорически нельзя. Разум отвечает на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо.
Сильный разум держит в рабстве чувства и ум, человек становится сильным, волевым и зрелым. Мускулистый разум легко кладёт на лопатки чувства и похотливый ум, делая своего владельца сильным и уверенным в себе. Раб – владелец хилого разума, не способного управлять своими чувствами и умом.
Например, пьяница – это любовник водки, алкоголик – её раб.
Рабом человека делает господство в сознании ложного эго. Если ложное эго заключает союз с чувствами и умом, берёт в рабство разум, заковывает в цепи душу и совесть, человек становится не просто слабым, он превращается в рабское бездушное, бессовестное существо, постепенно опускающееся и деградирующее.
Правитель спросил Учителя: — О, мой шейх! Не терпишь ли ты какой-нибудь нужды? Есть ли у тебя достойная одежда? Хватает ли еды? — Великий царь! — ответил шейх. — Как же я могу испытывать в чём-нибудь недостаток, если я сам владею двумя рабами, которые, в свою очередь, управляют всеми правящими на Земле государями? — Кто же эти два раба, которые, судя по твоим словам, управляют и мной? — удивился царь. — Эти два раба — гнев и желание, — прямо и откровенно сказал шейх. — И истинный царь лишь тот, кто держит их в узде, помня о том, что солнце с небес светит не только для царей, но и для всех прочих, включая рабов.
Раб ненасытных чувств и сумбурного, хаотичного ума всегда немного придурковат и безнадёжен, ибо разум его отключен.
Нет рабства безнадёжнее,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков
Когда разум гуляет в сторонке, человек способен на дурость. Разумный человек – это торжество самоконтроля, самодисциплины и самоприказа. Разум набрался силёнок и может твёрдо сказать: — Это делать нельзя, будет беда. Это полезно, а это вредно, это нужно, а это совсем иметь не обязательно. Разум может приказать изменчивому, мечущемуся уму не делать глупостей, не дружить с придурью. То есть, разум – надёжный щит от придурковатости.
Рабское повиновение своему «Я хочу» расчеловечивает личность. Человек отличается от животного тем, что имеет свободу выбора. Раб чувств живёт, как животное, в режиме «хочется», что ему стукнет в голову в силу его плохой судьбы, то он и будет делать. То есть у раба нет свободы выбора.
Увидев Сократа, питающегося кореньями, один человек сказал: — Если бы ты служил нашему повелителю, то никогда не дошёл бы до такого состояния, чтобы питаться кореньями. — А если бы ты довольствовался кореньями, то не должен был бы служить своему повелителю, — возразил философ.
Раб случайной, причудливой прихоти – сумасброд. Он пренебрежет выгодой, но никогда не откажется от прихоти. Сумасброд будет экономить на полезном и необходимом, но на прихоти у него всегда найдутся деньги. Прихоти сумасброда могут дать сто очков форы прихотям судьбы. Враг здравого смысла и благоразумия, он шокирует окружающих неожиданными и абсурдными желаниями, взбалмошными выходками, сумасшедшими мыслями и идеями.
Райские кущи для рабства – слабый разум, позволяющий верховодить собой ненасытным, капризным чувствам, вожделенному уму и озабоченному собственной крутизной ложному эго. Раб обманчивых чувств — всегда дезориентирован. Чувства и ум частенько вводят человека в заблуждение. Им хочется получить удовольствие. Ради собственных наслаждений они обманывают хилый разум. Это приводит к дезориентированности в принятии решений. Человек, дезориентированный чувствами – обманщицами, по рабски слепо выполняет то, что они ему велят.
По–настоящему вменяемый человек – это сильный разум, способный сказать уму «Нет», когда это вредно, опасно и некрасиво. Разум вменяемого человека сотрудничает с самоконтролем, самодисциплиной и самоотчётом.
Если человек не контролирует свои чувства и вожделенный ум, трудно назвать его вменяемым. Раб чувств – невменяем. На Западе при приёме на работу рассуждают примерно так: — Если человек не может бросить курить, то есть не может совладать со своими чувствами и умом, какая гарантия, что он сохранит вменяемость, потрогав миллион долларов или получив доступ к финансовым потокам компании?
Словом, если человек не контролирует себя, является рабом своих взбалмошных чувств и мечущегося ума, помочь ему в контексте вменяемости будет крайне сложно.
В этой связи Лопе де Вега писал:
Ведь раб не тот, кто стонет под кнутом,
Не тот отшельник, кто по воле неба
Живет в уединении глухом,
И нищ не тот, кто просит корку хлеба.
Но тот и раб, и нищ, и одинок,
Кто в жизни выбрал спутником порок.
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/