Смутьянство как качество личности – склонность всюду вносить смуту, раздор, вызывать ссору, подстрекать к бунту, мятежу.
Когда смутьян Пугачев сидел на Меновом дворе, праздные москвичи между обедом и вечером заезжали на него поглядеть, подхватить какое-нибудь от него слово, которое спешили потом развозить по городу. Однажды сидел он задумавшись. Посетители молча окружили его, ожидая, чтоб он заговорил. Пугачев сказал: — Известно по преданиям, что Петр I во время Персидского похода, услыша, что могила Стеньки Разина находилась невдалеке, нарочно к ней поехал и велел разметать курган, дабы увидеть хоть его кости. Всем известно, что Разин был четвертован и сожжен в Москве. Тем не менее, сказка замечательная, особенно в устах Пугачева. В другой раз некто, симбирский дворянин, бежавший от него, приехал на него посмотреть и, видя его крепко привинченного на цепи, стал осыпать его укоризнами. Дворянин был очень дурен лицом, к тому же и без носу. Пугачев, на него посмотрев, сказал: — Правда, много перевешал я вашей братии, но такой гнусной образины, признаюсь, не видывал.
Смутьянство – источник неприятностей для власти. Оно всегда стремится подорвать авторитет власти, оно извечно борется за справедливость и никогда не существовавшее равенство. Смутьянство, впитав в себя всеобщее недовольство властью, жизнью, руководством, становится во главе толпы и призывает её к насилию. Поэтому власть с особым ожесточением карает смутьянов, как самых отъявленных попирателей закона.
Сцену казни смутьяна Емельяна Пугачева приводит А.С. Пушкин в своей книге «История Пугачева» на основании изученных документов: «Пугачев и Перфильев приговорены были к четвертованию; Чика – к отсечению головы, Шигаев, Падуров и Торнов – к виселице; осьмнадцатъ человек – к наказанию кнутом и к ссылке на каторжную работу. Казнь Пугачева и его сообщников совершилась в Москве 10 января 1775 года. С утра безчисленное множество народа столпилось на Болоте, воздвигнут был высокий намост. На нем сидели палачи и пили вино в ожидании жертв. Около намоста стояли три виселицы. Кругом выстроены были пехотные полки. Офицеры были в шубах по причине жестокого мороза. Кровли домов и лавок усеяны были людьми; низкая площадь и ближние улицы заставлены каретами и колясками. Вдруг все заколебалось и зашумело; закричали: везут, везут! Вслед за отрядом кирасир ехали сани с высоким амвоном. На нем с открытою головою сидел Пугачев, насупротив его духовник. Тут же находился чиновник Тайной экспедиции. Пугачев, пока его везли, кланялся на обе стороны. За санями следовала еще конница и шла толпа прочих осужденных.
Очевидец (в то время едва вышедший из отрочества, ныне старец, увенчанный славою поэта и государственного мужа) описывает следующим образом кровавое позорище [т.е. зрелище]: «Сани остановились против крыльца лобного места. Пугачев и любимец его Перфильев в препровождение духовника и двух чиновников едва взошли на эшафот, раздалось повелительное слово на караул, и один из чиновников начал читать манифест. Почти каждое слово до меня доходило. При произнесении чтецом имени и прозвища главного злодея, также и станицы, где он родился, обер-полицеймейстер спрашивал его громко: «Ты ли донской казак, Емелька Пугачев?» Он столь же громко ответствовал: «Так, государь, я донской казак Зимовейской станицы, Емелька Пугачев». Потом, во все время продолжения чтения манифеста, он, глядя на собор, часто крестился, между тем как сподвижник его Перфильев немалого роста, сутулый, рябой и свиреповидный, стоял неподвижно, потупя глаза в землю. По прочтении манифеста духовник сказал им несколько слов, благословил их и пошел с эшафота. Читавший манифест последовал за ним. Тогда Пугачев сделал с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, пoтoм с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом «Прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою; прости, народ православный!» При сем слове экзекутор дал знак: палачи бросились раздевать его; сорвали белый бараний тулуп, стали раздирать рукава шелкового малинового полукафтанья. Тогда он сплеснул руками, повалился навзничь, и в миг окровавленная голова уже висела в воздухе…»
В смутьянстве воплотился дух бунтарства, нигилизма и недовольства существующими порядками. Зачастую не имея чётких целей, смутьянство сокрушает старое и, гнушаясь преемственности, начинает насильно ввинчивать в настоящее своё миропонимание. Новое часто бывает хуже старого. Но это обстоятельство мало беспокоит смутьянство. Пусть будет хуже, но зато иначе. Опираясь на стадное чувство толпы, получив от неё кредит доверия, смутьянство стремится сделать больше перемен в кратчайшие сроки. Такой стратегией смутьянство стремится скорейшим образом сжечь за собой все мосты и тем самым, не дать возродиться старым порядкам.
На бытовом уровне смутьянство превращается в качество крайне неуживчивого, скандального, склочного человека. Смутьян конфликтен и неуправляем. Из-за него в коллективе нет мира, ибо он вечно науськивает одних членов коллектива на других, он постоянно находится в оппозиции к начальству. Смутьян в семье – источник раздоров и скандалов.
Анекдот в тему. Смутьян Стенька Разин просыпается с похмелья. Кричит: — Есаул! Подбегает есаул: — Чего надо? — Что вчера было то? — Да княжну утопил. — За что? — А так просто! — Хрен с ней, с княжной! Что еще было? — Деревеньку соседнюю спалил. — За что? — Да мужики с тобой пить отказались. — Большая деревенька то? — Да восемь сотен дворов. — Хрен с ней, с деревенькой. Что еще было? — Да ничего особенного: песни пел, матерился. — Это плохо. — Да чего плохого то? — Перед коллективом неудобно.