Вершины славы холодны и безжизненны. Жизнь теплится внизу.
Афоризмы о жизни
Безжизненность как качество личности – склонность к отсутствию всякой выразительности, темперамента, живости, оживления, яркости; производить впечатление неживого или едва живого.
Выходит из кабака Маяковский в обнимку с двумя женщинами лёгкого поведения. Перед ними в луже лежит пьянющий мужик. Восторженные Маяковским женщины, заверещали: — Владимир! А это правда, что Вы можете сочинить стихотворение прямо с ходу, на месте? — Конечно! — говорит подвыпивший поэт революции, — Давайте тему! — Ну, вот видите, в канаве — пьяница валяется. Маяковский, гордо выпрямившись, громогласно начинает:
— Лежит безжизненное тело
На нашем жизненном пути…
Тело приподняло голову из лужи:
— А вам то что, какое дело?
Могли бы взять, да обойти!
Маяковский в шоке: — Пойдемте, девочки, — это Есенин!
Безжизненность – это когда в человеке одновременно прижились вялость, невыразительность, сухость и тусклость. Всё в нем бесцветно и бездыханно, бледно и мертвенно, словно настигла его окаменелость. Он не способен ясно, ярко, во всей полноте, образно, живо и непосредственно раскрывать, передавать своё состояние, мысли, чувства, настроения, переживания.
Ставят пьесу. Срочно требуется актер на незначительную роль с одной-единственной фразой. Находят какого-то мужичка. Режиссер ему объясняет, что от него требуется минимум — сказать лишь одну фразу «Не мельник я!» В общем, начинают мужика обучать всем тонкостям актерского искусства. Мурыжили его до 12 часов ночи и, вроде, сделали из него актера. Режиссер решил провести генеральную репетицию.
Мужик: — (абсолютно безжизненно) Не мельник я! Режиссер: — Так-так-так, даже я вас не услышал, не говоря уже о публике. Давайте еще раз! М (погромче): — Не мельник я! Р: — Ладно, я вас услышал.., но вот комиссия нет. Еще раз! М: (громко, разводя руками): — Не мельник я! Р: Хорошо, я вас услышал, комиссия вас услышала, но зал вас не слышит, попрошу повторить… М: (крича): — Не мельник Я!!! Р: Отлично! Я вас услышал, комиссия вас услышит, допустим, даже зал вас услышит, но галерка, галерка вас не слыши-ии-т. М: (зверея, с чувством, громко, глядя на режиссера): — Не мельник Я! Глядя на комиссию — Не мельник Я! Глядя в зал — Ну не мельник Я! К галерке — Какой из меня, на хрен, мельник?
Безжизненная, невыразительная личность никому неинтересна, ибо безлика и бесцветна, то есть, лишена ярких черт, своеобразия, выразительности, она ничем не выделяется, тем более, индивидуальностью и оригинальностью.
Полная безжизненность и невыразительность — тусклая, бледная внешность под ручку с бесцветными мыслями и серыми, туманными фразами. Язык невыразительности — бездушный и безжизненный, как будто перед употреблением его рафинировали, как подсолнечное масло, убрав яркость и образность. В остатке осталась серость, выхолощенность, неподвижность, шаблонность и тупость.
Анекдот в тему. Идет мужик по базару и выбирает петуха. Смотрит одного: вялый, безжизненный, смотрит другого: вообще импотент. А тут стоит грузин и продает петуха, не петух, а зверь в человеческий рост. Подходит мужик к грузину и спрашивает: — Ну что, твой петух кур топчет? — Абэжаешь дарагой, кур топчэт, авэц топчет, каров топчет, а вчэра, слушай, на мэня так посматрэл! Даром забэрай!
Проявления безжизненности хорошо описала поэтесса Татьяна Городкова:
Не грусть, и не тоска, и не печаль…
А просто ко всему я равнодушна.
И мысли шевелЯтся непослушно,
И времени теперь совсем не жаль.
Не радует рассветов красота,
Не удивляет на окне ажур узоров
И шутки не смешат уже, которые
Смешили раньше, когда я была не та.
И даже разговоры тяготят…
И даже с теми, с кем взахлёб я говорила.
Я не тоскую…не грущу, но всё не мило.
Легла на душу безразличья полоса.
Зима? Нет, видно, не при чём зима…
Друзья? Они всё те же и все рядом,
Но даже им я, в общем-то, не рада…
Улиткой в раковинку спряталась сама…
И сны не снятся.. и не грежу наяву,
Как раньше, когда сердцем я писала…
Чего-то мало… мне чего-то мало…
Но раз не думается, как же я пойму?
Но ничего… я это время пережду…
Какого-нибудь знака подожду.
А что за знак? Ах, если бы я знала…
Я б для себя его сама нарисовала,
Чтобы убить безжизненность свою,
Чтоб чувствовать, что я ещё живу.
Безжизненность проявляется в немощности передаваемых чувств и переживаний. Это – когда безжизненны не только лицо, слова и мысли, но и на голодном пайке находится язык тела. Безжизненное невыразительное лицо – это отрицательный диагноз для личности в контексте зрелости и гармоничности.
Напрасно человек говорит, что не отвечает за выразительность своего лица. Альбер Камю писал: «После определенного возраста каждый человек отвечает за свое лицо». Коко Шанель говорила: «Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас». Синтия Озик справедливо замечает: «После определенного возраста наше лицо становится нашей биографией». В безжизненной, невыразительной личности отсутствует драматургия характера, в ней нет изюминки, какого-то акцента. Всё в ней серо и «село».
Приходит молодая артистка в театр. Время идет, а ролей нет. Режиссер смотрит – ну, никакой изюминки, никакой выразительности. Так, безжизненное, серое, безликое пятно на сцене. «Актриса» уже в нетерпении подходит к народной артистке и жалуется, мол, уже сколько времени здесь, а роли большой всё нет. – Ну, дорогая, — отвечает народная, — это такое дело, надо ждать… — Так я ж дам, только скажите – кому!
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/