Только дурак принижает себя — ведь в мире
полно людей, готовых сделать это за него.
Джордж Р.Р. Мартин. Битва королей
Я чувствую своё ничтожество, но не приниженность.
Чувство ничтожества несовместно с приниженностью.
Не принижен тот, в ком есть силы себя ненавидеть.
Эмиль Мишель Чоран. Записные книжки
Приниженность как качество личности – склонность быть покорно-униженным, безропотным, пришибленным; терпеть унизительное, бесправное положение.
Голуби в Великую Отечественную войну не только доставляли письма, но и заставляли фашистских оккупантов пребывать в унизительном положении, чувствовать себя приниженными и беспомощными.
Приниженность – покорность от бесправия. Безропотность от безвыходности, унизительности, несчастности и придавленности своего положения.
На всём протяжении восемнадцатого века (и даже в девятнадцатом!) английские женщины находились в приниженном положении. Мужья законнейшим образом, с аукциона, на ярмарках продавали своих жен! Сохранились газеты того времени, где после цен на свиней, овец и прочий скот помещены цены на женщин. Вот примечательный отрывочек из газеты «Тайм» от 12 июля 1797 г.: «Из-за случайного недосмотра или сознательного упущения в отделе смитфильдской ярмарки мы лишены возможности сообщить цену на женщин. Многие выдающиеся писатели усматривают в возрастании цен на прекрасный пол верный признак развития цивилизации. В таком случае Смитфильд, имеет полное право считаться очагом прогресса, так как на рынке недавно эта цена поднялась с полгинеи до трех с половиной».
Вот детальное описание свидетеля: «Обыкновенно муж приводил жену, на шею которой была накинута веревка, в день ярмарки на площадь, где продавали скот, привязывал ее к бревну и продавал в присутствии необходимого числа свидетелей тому, кто давал больше других. Судебный рассыльный или какой-нибудь другой невысокий судейский чин, а часто сам муж, устанавливал цену, редко превышавшую несколько шиллингов, муж отвязывал жену и водил за веревку по площади. Народ называл такого рода торг „the hornmarket“ (ярмарка рогатого скота). Покупателями обычно бывали вдовцы или холостяки. После такой продажи женщина становилась законной женой покупателя, а ее дети от этого нового брака также считались законными. Тем не менее, мужья иногда после покупки настаивали на венчании в церкви». Последний достоверный факт законной продажи жены зафиксирован в Англии в 1884 году.
Когда человек принижает себя до уровня вещи, предмета потребления, это ни в коей мере не говорит о смирении, скорее всего, показывает неполадки с честью и чувством собственного достоинства. Покорно-униженное состояние сознания убивает в человеке человека.
Если ты упал, совершил ошибку, не нужно принижать себя, каяться на всю планету, встань и иди дальше. В жизни каждого человека случаются падения. Тому, кто бежит по жизни, стремясь к серьёзным, сложным целям, легче упасть, чем тому, кто сидит, как премудрый пескарь, в своей норе, влача бесцельное существование. Если темп жизни бешеный, то и падения на такой скорости становятся естественной закономерностью.
Глупость – делать каждое своё падение общественным достоянием. Не принижай себя, с этим отлично справится твоё окружение. Принижать себя – значит, нарушать правила открытия сердца. Принижение себя через рассказывание о своих падениях можно только с тем, через кого об этом никто и никогда не узнает. Поэтому это точно не должны быть соседи, подружки и приятели.
На Востоке именно по этой причине путешествуют проповедники, они могут выслушивать ужасные вещи и тут же их забывать, так как невозможно помнить ни имя человека, ни город, в котором всё это выслушал. Словом, принижать себя, рассказывая о своих падениях, в какой-то степени, дозволительно только с тем, в ком умирают чужие тайны.
Почему нельзя принижать себя? Когда о вашем покорно-униженном, то есть приниженном состоянии узнают окружающие, когда они получают доступ к информации о ваших падениях, они уже никогда не смогут вам доверять. Это, как с женой – изменщицей и мужем – изменником: изменил после двадцати лет примерного брака, всё, доверие потерял до конца жизни.
Закон в данном случае суров и однозначен: проболтался о своём падении окружающим — сжёг мосты, закрыл дорогу назад в социум. Психолог Вячеслав Рузов утверждает, что этот закон в ещё большей степени относится к тем, кто узнает о чужом падении по той или иной причине. Если вы расскажете о чужом падении тем, кто знает этого человека, вы навсегда закроете ему дверь для возвращения назад. Такое раскрытие тайны является ничем иным, как добиванием больного. Главная задача в падении — это встать и вернуться в строй. Но если «доброжелатели» уже обо всём рассказали, встать в строй просто так не получится.
Поэтому, как бы странно это ни звучало, если вы пали, то никогда и никому об этом не говорите. Встаньте, отряхнитесь, поправьте причёску и тихонечко вернитесь на своё рабочее место, как будто ничего не произошло. А когда у вас появится возможность поговорить с тем, кто не знает вас и не знает того, кого знаете вы, то можете ему рассказать об этой проблеме и то не как о себе, а как будто вас попросил об этом кто-то другой. Типа: — Одна женщина попросила меня спросить о том, что ей делать, если она полюбила женатого.
Приниженность положения рождает стыд за свою беспомощность и вынужденную, ложную смиренность. Человек мирится со своей приниженностью, но в этом нет и толики ущемления гордыни. Наоборот, страдают достоинства и добродетели. Посторонние, видя приниженность другого, часто ещё больше усугубляют его приниженное положение.
Салтыков – Щедрин в «Пошехонской стороне» пишет: «В первое время после женитьбы положение ее [матушки] было до крайности беспомощное и приниженное. И ей с необыкновенною грубостью и даже жестокостью давали чувствовать эту приниженность».
В приниженности находит себе причал неуверенность в себе, закомплексованность, низкая самооценка, уничижение, самоедство и самокопание. Излишняя стеснительность и застенчивость тоже могут сформировать приниженный склад личности.
Зло приниженности в том, что она мешает человеку развиваться и совершенствоваться. Приниженный человек склонен быть нравственно-разбитым, пришибленным, униженным, угнетенным, загнанным и подавленным. Такой человек не может нравиться мирозданию, ибо он не способен к личностному росту, духовному видению, воспитанию в себе положительных качеств личности.
Иван Ефремов в книге «Лезвие бритвы» пишет: «Возвышение одного неотвратимо рождает принижение другого. А принижение, особенно добровольное, еще опаснее, оно рождает привычку быть руководимым, снимает ответственность за свои поступки, за свой путь. Тогда в расплату за облегчение жизни прекращается воспитание души, ее совершенствование».
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/