Работа над собой как качество личности – способность изменять себя в лучшую сторону, личностно расти, самосовершенствоваться, развиваться духовно под руководством Духовного Наставника, воспитывать в себе положительные качества личности.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет Зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет Добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Работа над собой осуществляется ради того, чтобы стать благородным, порядочным и разумным человеком.
Во всех духовных традициях работа над собой предполагает развитие разума в контексте: не лгать, не гневаться, развивать в себе бескорыстие и щедрость, умение прощать, быть верным, порядочным и благородным, поддерживать чистоту сознания и тела, не питать ни к кому зла, быть простым и открытым, научиться заботиться обо всех – близких, друзьях, старших, младших и подчинённых.
Люди находятся под влиянием трёх энергий: благости, страсти и невежества. Кто-то находится под влиянием энергии благости, кто-то попал в рабство энергии страсти, кого-то поработила энергия невежества. Находясь в материальном мире, неизбежно попадаешь под влияние одной из трёх энергий. Если человек наивно полагает, что он свободен, значит, он уже порабощён этой иллюзией.
Психолог Олег Торсунов пишет: «Всё в этом мире состоит из трех энергий – благости, страсти и невежества. И, если человек определился, какую концепцию счастья он выбрал, — он подписал закон, по которому ему придется жить, хочет он этого или нет».
В одном человеке может быть, к примеру, 10% благости, 70% страсти и 20% невежества. Это человек страсти. Или: человек на 80% находится под влиянием энергии невежества и 20% страсти. Это человек в невежестве. Если в человеке преобладает благость, а энергия страсти занимает незначительное место, это – человек в благости.
Работа над собой – заботливо и бережно выращивать в себе благость, не поливать страсть и безжалостно выкорчёвывать собственное невежество. Работа над собой – стремиться к тому, чтобы пальма первенства среди трёх энергий безоговорочно принадлежала благости, при этом, чтобы благость имела наступательную природу, то есть проявляла постоянную тенденцию к увеличению своей доли в человеке.
— Скажите, Учитель, почему, несмотря на то, что я уже так долго работаю над собой, самосовершенствуюсь, иду к Богу и поднимаюсь в духовные сферы, моя жизнь от этого не меняется? — спросил ученик. — А ты сбросил с себя груз обид, гнева, гордыни, раздражения, претензий, предрассудков и суеверий? И заменил ли ты их любовью, прощением, состраданием, терпением и смирением — качествами, окрыляющими душу? — Нет. — Тогда с чего ты взял, что твоя работа над собой правильна, что ты идёшь к Богу? В лучшем случае, ты стоишь на месте. С такой ношей, как у тебя, ты не то что не дойдёшь до Бога и не то что не доползёшь до него, ты просто не сдвинешься с места в его направлении, и даже не исключено, что под такой тяжестью скатишься вниз.
Работа над собой имеет целью покорение вершин человеческой духовности. Это восхождение, вертикаль человеческого бытия. Это такая работа, которая позволяет стать целостной, гармоничной и зрелой личностью.
Тот, кто работает над собой, самосовершенствуется, угоден мирозданию. Человек – разумная форма существования. Тот, кто не развивает свой разум, подписывает себе вердикт: «Нет оснований быть в человеческом теле». Мы приходим в этот мир, чтобы работать над собой, самосовершенствоваться, чтобы найти свой оптимальный путь к Богу.
В каждом обычном человеке в какой-то пропорции присутствуют все три энергии. Работа над собой состоит в росте благости за счёт снижения роли энергий страсти, а, тем более, невежества. Философ В.Р. Тушкин пишет: «Три качества (благость, страсть или невежество), перемешиваясь между собой в разной степени, дают определённый тип человека».
Словом, в одном человеке могут самым замысловатым образом одновременно переплетаться и благость, и страсть, и невежество. Человек, стремящийся к личностному росту, заботится о повышении доли благости и соответственно уменьшении доли страсти в системе качеств его личности. С невежеством он борется самым непримиримым образом.
Светлана Терёшкина в контексте этих мыслей утверждает: «Чем раньше вы поймете разницу в своих энергиях, чем быстрее вы перейдете из состояния страсти (когда вы уже применяете духовные законы, но при этом цели у вас остались прежние «буду работать над собой, чтобы этот козел стал шелковый и много денег мне приносил») в состояние благости (именно здесь происходят чудеса!!! Мужья бросают пить, создают империи, делают предложение руки и сердца), чем быстрее вы очистите свое сердце, чем быстрее вы задумаетесь о чистоте своих помыслов и начнете смотреть на себя и работать над собой ради СЕБЯ, а не других, тем быстрее появятся у вас РЕАЛЬНЫЕ результаты».
Благость – есть способность находить вкус счастья в бескорыстной деятельности, совершении благочестивых поступков и самоосознании; трудиться с любовью, реализуя своё жизненное предназначение.
В мире корысти и насилия благость как одна из энергий человеческого бытия встречается нечасто. Сейчас крайне малое число людей живёт в благости. Их считают чудаками. Для людей, находящихся под влиянием энергии страсти и невежества, вкус счастья благостных людей за семью печатями. Он им не понятен. Интересам души или нашему истинному эго понятен, а страстному уму и ненасытным чувствам, конечно, нет.
То, что мы не знаем, для нас не существует. Счастье в благости – качественно иной уровень. Теоретически человек в страсти может понять, в чём вкус счастья человека, находящегося под влиянием энергии благости. Невежественный человек скажет: — Благостный? Не благостный, а придурковатый, не от мира сего, дурачок – чок – чок.
Концепция счастья в благости звучит так: — Я хочу служить истине. Я хочу служить Богу. Я хочу, чтобы все были счастливы вокруг меня. И только если я веду себя именно таким образом, пускай счастье приходит ко мне как награда. Я не хочу счастья для себя. Я хочу просто служить этому миру, этим людям. Моя цель – приносить людям счастье. Я верю, что если я поступаю таким образом, высшие силы защитят меня от несправедливости. И если, допустим, я страдаю, значит это так положено. Это та справедливость, которую я должен принять.
Человек в страсти – раб эгоизма и корысти. Он живёт для себя. Бескорыстие ему непонятно. Счастье он видит в накопительстве, в усладе своих чувств и ума удовольствиями. В отличие от человека в невежестве человек в страсти не идёт на открытую конфронтацию с окружающими и законом, но его отношения с людьми гармоничными не назовёшь. Эгоизм вызывает противостояние, конкуренцию, противоборство. Словом, человек не может находиться в гармонии с самим собой и с внешним миром. Психолог Олег Торсунов утверждает: «Человек в страсти живет как раб своих близких, своих родственников, своей работы, он порабощен. Человек в невежестве понимает это и говорит: — Вы все рабы, работоголики, надо просто жить попроще. Надо брать то, что тебе нужно и все, и не смотреть на законы. Хочешь денег – ограбь, действуй на черном рынке. Сделай себе выгодное дело, бери деньги легко, не напрягайся. Хочешь сексом заниматься – иди, снимай, кого хочешь, занимайся сексом. Хочешь то делать, хочешь разобраться с этим – иди, дай ему в морду, разберись, у них свой жаргон, мат. Мат означает влияние силы невежества…
Иными словами, невежество – это сила, принуждающая человека деградировать.
В детстве Иванов ужасно боялся уколов. Когда он подрос, то решил, что будет работать над собой, чтобы избавиться от школьной боязни. И что же? Он не только перестал бояться уколов, но теперь уже не может без них жить.
Человека в страсти порабощает иллюзия, что счастье всегда в будущем, что его можно добиться, решив свои материальные проблемы. Вот и проходит вся жизнь в реализации этой иллюзии. В конце наступает разочарование от того, что позволил поработить себя вещам временным и упустил то, что постоянно, что уходит вместе с тобой в новые воплощения – развитый разум, положительные качества личности, достигнутый личностный потенциал, то есть то, что успел достичь в духовной работе над собой.
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/