В каждой группе плутократов…
Замечаю ренегатов
Из семьи профессоров.
Некрасов. Современники. Песня об орошении.
Ренегатство как качество личности – склонность изменять своим убеждениям, своему прошлому и переходить в лагерь противников; быть отступником, изменником.
Ренегат (лат. renegatus, от renego — отрекаюсь) – 1) лицо, перешедшее из одного вероисповедания в другое; 2) человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник. Это слово употребляется и еще в одном значении – предатель.
Данте в своей «Божественной комедии» поместил ренегатов-предателей на самое дно своего Ада, вморозив их в ледяное озеро. И Люцифер там держит в пастях Иуду, Каина и Брута – предавших Бога, брата и друга.
Ренегатство – измена взглядам, составляющим платформу миропонимания человека. Ренегат – переметчик, который при новой конъюнктуре, например, когда власть меняется, тут же стремится переметнуться во вражеский стан. Писарев в статье «Базаров» пишет: «Их [Рудиных] ученикам придется точно так же оставаться вне практической деятельности или делаться ренегатами, отказываться от убеждений и тенденций! Коллонтай в своих воспоминаниях пишет: «[Мой руководитель] отходил от революционной теории Маркса и в пятом издании своей книги стал настоящим ренегатом».
Получить от своих бывших единомышленников жалкую, презрительную оценку – «ренегат», ущербно и язвительно для сознания, поэтому, ренегат, занимаясь самообманом, пытается всеми средствами обелить или полностью оправдать свой поступок. Включив свой мощный оправдательный механизм, ренегат заявляет, что иначе поступить не мог, что действовал исходя из своих принципов, голоса совести, нравственных ценностей.
Ренегатство, пытаясь отмежеваться от предательства, цинично и лицемерно твердит, мол, жизнь изменилась, нужно приспосабливаться к новым условиям, мол, принципы – дело не вечное. Словом изо всех сил косит под диалектику и прогрессивное развитие и, в то же время, приветствует маневренность своего гибкого ума. Краснобайство в чистом виде. Поверхность слов вроде верна, но нырнёшь глубже и увидишь мелкую душонку предателя. Нет там никакой совести и стыда. Не по совести живёт ренегат, а по законам корысти и предательства.
Ренегат думает приблизительно так: — Выгодно сегодня быть коммунистом, почему бы не поморочить голову людям идеями о том, что все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: от каждого по способностям, каждому – по потребностям. Придут к власти дерьмократы, значит, я должен быть в первых рядах разворовывания народного добра. Ведь я всегда стремился к добру. Это мой дар, который я не хочу использовать даром. Только дураки считают, что всё это наше – всё это нам. Мол, всё вокруг колхозное – всё вокруг моё. Шутить изволите.
Ренегат Мишка Горбачёв приехал в колхоз и шутит: — Как живёте, товарищи? — Хорошо живём – шутят в ответ колхозники.
Ренегат по своей природе рвач и перевёртыш, оборотень и приспособленец. Когда рушился Советский Союз, ренегаты толпой бросились грабить народное достояние и одновременно, просто мигом превратились в жалких прихлебателей Запада, готовых продать Родину на любых условиях.
«Ренегату приходится постоянно оправдывать свое ренегатство, — читаю в интернете, -– и не только в глазах окружающих, но и в собственных глазах. Самое удобное – доказывать, что ты не предал, а просто поступил по уму и по совести – ушел от некой скверны. Поэтому то, что ренегат предал, он просто обязан топтать, поносить, поливать помоями, а то и просто уничтожать. Но комплекс ренегата проявляется не только у тех, кто изменил вере предков. У всех нас перед глазами легион бывших советских деятелей искусства, а также работников аппарата и агитпропа КПСС, которые, чтобы и при нынешней власти хорошо сидеть и вкусно кушать, враз «забыли» обо всем, чем они обязаны Советской власти, и быстренько перелицевались в крутых антикоммунистов и антисоветчиков. Исступление, с которым они топчут СССР и Советскую власть, постоянно уводит их за грань здравого смысла, но это их не останавливает. Тут тебе и «полторы тысячи миллионов репрессированных» (видимо, репрессировали не только весь СССР, но также Индию и Китай), и «все заводы построены зэками» (хотя даже по данным «Мемориала» в ГУЛАГе никогда не находилось более 2% населения СССР), и «забросали врага мясом» (хотя численность населения коалиции, воевавшей против СССР, не уступала числу советских граждан), и прочая дичь, включая немыслимые муки деятелей искусства под гнетом тоталитарного режима, который просто душил их орденами, премиями и почетными званиями.
Всех нынешних наших ренегатов объединяет еще один аспект. Когда ты на полном серьезе лжешь, зная в то же время, что лжешь (пусть и не признаваясь в этом даже самому себе), это всегда разрушительно действует на личность человека. Наиболее известный и яркий тому пример — когда Сванидзе лгал в «Суде времени» и «Историческом процессе». На него, трясущегося в каком-то нервном тике, просто страшно было смотреть. Казалось, сейчас он рухнет на пол и забьется в корчах. Да и остальные, лгущие и топчущие то, что предали – прямо на глазах видно, как люди эти теряют и здравый смысл, и элементарное человеческое достоинство. Смотришь на них и понимаешь всю справедливость слов Пушкина в его трагедии «Борис Годунов»: ДА, ЖАЛОК ТОТ, В КОМ СОВЕСТЬ НЕЧИСТА…»
А ведь были в это трудное время люди, действительно жившие по совести и так и не смирившиеся с её развалом. Ранимая душа поэтессы – фронтовички Юлии Владимировны Друниной не мыслила существование без Родины.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Юлия Друнина покончила с собой 20 ноября 1991 года. В предсмертном письме она попыталась объяснить причины своего решения: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл… Оно лучше — уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня… »
Последним её стихотворением стал «Судный час»:
Покрывается сердце инеем —
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза как у инока —
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Все ж крещеная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы,-
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть.
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/