У ретивого работника много дел впереди.
Ретивое сердце живет без покоя.
Ленивый к обеду, ретивый к работе.
Русское изречение
Ретивость как качество личности – способность быть в деле усердным, быстрым, старательным и бойким: иметь пылкую душу и сердце, которое в заботах о людях постоянно ноет, щемит и болит.
У отца Александра Македонского был один необъезженный, ретивый конь, с которым никто не мог совладать. Юный наблюдательный Александр решил сбить ретивость и спесь с Буцефала, так звали коня. Он вскочил на него и ускакал под изумленные взгляды слуг. Все посчитали это чудом, божественным знамением. На самом деле ретивый конь боялся собственной тени и шарахался от нее, скидывая ничего не понимавших всадников. Александр просто повернул ретивого коня мордой к солнцу, и тот ослепленный яркими лучами, не мог увидеть страшной тени. Так умерла ретивость и спесивость Буцефала в руках сообразительного всадника.
Ретивость хороша, когда в ней нет фанатизма, избыточности и чрезмерности. Иначе она превращается в отрицательное качество личности. Недаром в народе говорят:
— Ретивая лошадка недолго живёт.
— Ретивому коню тот, же корм, а работы вдвое.
— Себя сгубила маленькая птичка,
Большое захотев снести яичко.
Довольно занимателен феномен связи между интуитивной, бюрократической ленью и ретивостью, когда на основе шестого чувства или житейского опыта человек предугадывает что нужно и что не нужно делать. В бюрократической неразберихе многие вопросы решаются сами собой, поэтому опытный бюрократ откладывает входящие бумаги в «долгий ящик». Спустя некоторое время он убеждается в своей правоте – часть бумаг можно смело отправлять в корзину или «подшить» для архива. А сколько было бы потрачено времени зря, если бы он ретиво бросился их исполнять? Есть еще правило трех гвоздиков. На первый гвоздик чиновник вешает записку с заданием, но не выполняет его. Если начальник напомнил — перевешивает на второй гвоздик, но не делает. А вот когда получает нагоняй — перевешивает на третий гвоздик и выполняет.
Ретивый правдолюб становится жестоким и циничным правдорубцем. Он, забыв о доброте и сострадании, режет правду-матку, не утруждая себя мыслью, что всякую правду нужно пропускать через тройное сито — сердце, разум и совесть.
Притча о ретивом правдолюбце.
Один благочестивый купец решил достичь Совершенства и быть всегда правдивым. И поэтому стал ходить, всматриваться, находить малейшие отступления от Истины и Совершенства. И говорить правду всем, кто встречался ему на пути, спрашивали у него о ней или нет. Некрасивым он сообщал, насколько они некрасивы. Старым — как они стары и ограничены. Глупым давал понять, что у них крайне мало ума. Инвалидам напоминал, что они увечны и должны знать свое место. Неудачникам раскрывал глаза на их неудачи и на то, что они сами в этом виноваты. И уж обязательно указывал всем на ошибки и промахи, отступление от правил и канонов. И приводил в доказательство множество цитат из Святых Книг и Великих Учителей, так что уже никто не мог поспорить с правдой, подкрепленной их авторитетом.
Он ходил по улицам и искал, кому бы еще сказать правду. При этом ему почему-то все меньше встречалось людей по пути. И дела его купеческие шли все хуже, хотя он был кристально честен и ничего не скрывал от своих поставщиков и покупателей. И уж точно никогда не упускал случая сообщить им все самое важное, что он о них думает.
А потом вдруг жена от него ушла. И дети выросли и уехали в далекие страны, подальше от него. И друзей почему-то не осталось… Но, несмотря ни на что, он очень гордился своим правдолюбием, а ухудшение отношений и дел объяснял тем, что другие правды не любили. Конечно, он не собирался сдаваться и был готов отказываться от всего, лишь бы правда восторжествовала. При этом у него даже появились даже несколько последователей, которые учились у него говорить чистую правду. И в глубине души он ждал и надеялся, что найдется настоящий праведный Учитель, который сможет оценить его духовную жертву. Временами он видел странствующих монахов, которые ходили поодаль и слушали, что он говорит. Тогда он понимал, что его поведение замечено, и это придавало ему надежды, рвения и ретивости.
И вот однажды он услышал, что в их город прибыл известный Учитель и ищет его: «Покажите мне этого удивительного человека» – услышал он и, наконец, увидел Учителя. Весь день он гордо ходил и говорил всем правду и ничего кроме правды и превзошел в этом самого себя. И Учитель ходил с ним, смотрел и слушал. В конце дня купец-правдолюб приготовился принять чествование и благословение от Учителя. «Слушай же!» — произнес Учитель, и купец весь превратился в слух. Но услышал он то, чего никак не ждал. «Ты самый неправдивый, неумный, да еще и бестактный человек, которого я встречал. И слава твоя уже распространилась далеко за пределы твоего города. Учителя праведности отправляют к тебе своих учеников, чтобы те своими глазами увидели и научились, как не надо делать». «Но как же так?!» — вскричал уязвленный в самое сердце несостоявшийся праведник. «За что ты назвал меня неправдивым? Я же не лгал, не обманывал никого?»
«Давай посмотрим правде в глаза – сказал Учитель. Обещай, что ты будешь честен с собой. Подумай и ответь себе всю правду в самой глубине сердца. Когда ты говорил что-то человеку, ты действительно уверен, что видел всю полноту правды: ты знал все подробности ситуации, обстоятельства его жизни? Ты знал его семью, его род? Ты знал его детство? Или, может, ты знал его предназначение, данное ему от Бога? Ты можешь поклясться, что ты видел и понимал все сплетение событий и отношений? А тем паче тех связей, что зовут Божьим Промыслом, проявляющихся в жизни этого человека? Нет? Тогда о какой Правде ты говоришь?
По-твоему, например, красивый или не красивый это — факт, а не предвзятая оценка? Разве ты не знаешь, что то, что для одного красота, для другого совсем наоборот? И что в разные времена очень разные понятия о красоте? Ты что, вправду знаешь точные каноны красоты и измерял их? Да и просто, говоря неприятное, предвзятое, ты обижаешь человека, и уже искривляешь общение. Он в ответ говорит не то, что мог бы сказать будучи спокойным и объективным, возникает непонимание. Разве искажение информации, непонятность и непонятость может быть правдой? А для тех, кто ее слышал, а может и верил тебе, разве не обманом были слова твои? И подумай теперь, сколько лет и с каким рвением ты под видом правды искажал мир Большой Неправдой».
Ужаснулся купец, вдумавшись, но осталась надежда оправдаться в другом. «Но как можно считать меня неумным, если я хорошо образован, прочел много книг, знаю наизусть святые тексты, изучил несколько языков, много лет успешно торговал? Разве это не признак ума?» «Ума? – живо переспросил Учитель. Что же, давай тогда призовем твой ум и подумаем. Ты прочел много книг и получил много знаний – это факт. Но как ты распорядился ими? Они помогли тебе видеть действительность? Ты видел только плохое, и тебе не хватило ума, наблюдательности видеть хорошее, видеть целое, видеть Руку Всевышнего во всем. А ты еще ухитрялся подкреплять великими цитатами свое невеликое понимание. Ты видел у человека некрасивые черты лица, или увечья, но не замечал красоты душевной. Ты видел ошибки, признаки недостаточности ума или сноровки в одних делах у людей, но не дал себе труда увидеть в чем проявляется его ум, смекалка и доброта в других делах. И что спустя время они могли научиться тому, что раньше не удавалось? Да и что ты брал за критерии ума или глупости? Глупость уже то, что ты пытался это оценить своей меркой. Ты называл людей старыми, не замечая, что многие из них гораздо моложе тебя и других душой. Ты смел надсмехаться над беспомощностью инвалидов, но кто назовет тебя умным в этом случае, если ты не мог заметить, что часто эти люди сильнее духом тех, кто не умеет физических увечий. Что ты по сравнению с ними духовный инвалид и урод, если не понял таких вещей? И что жизнь, забирая у людей одно, помогает им развить другое. И каким глупцом надо быть, чтобы мнить, что ты можешь видеть Божий замысел и оценивать его по наличию или отсутствию каких-либо частей тела, его функций и возможностей.
И о каком уме, интеллекте ты говоришь, если тебе не хватило его даже на то, чтобы понять, что не надо людям вываливать то, что ты по самомнению считаешь правильным и правдивым? И разглядеть за столько лет, что эта твоя дурацкая манера убивает любовь, разрушает отношения? И не научиться делать по-другому?!
Умно ли за многие годы не заметить последствий одних и тех же действий, к которым приводит твое неразумное поведение? Что люди обходят тебя десятой дорогой, не хотят иметь с тобой дел, и из-за этого от тебя отвернулись друзья и близкие. Надо совсем не иметь ума, чтобы считать себя умнее других. И быть полным идиотом, чтобы браться судит других, ставя себя на место божественного судьи, по сути – мня себя Богом. Несчастный глупец!»
Купец, как мог, держал обещание, он старался быть честным с собой, слушая жестокие речи учителя. И все, что он услышал, было горькой-горькой правдой, горше он ничего в жизни и не пробовал. И горечь хлынула из глаз его слезами, он больше ничего не спросил у Учителя, все было яснее ясного. Он ушел и плакал три дня и три ночи, вспоминая всех, кого «награждал» своей «правдой»! Все свои неразумные гордые слова, которые обижали и ранили других. Заливался слезами, впуская в сердце ту боль, которую причинил близким и дальним. И через три дня вся горечь излилась слезами, тяжесть ушла, выплакалась пелена на глазах. И наш герой вдруг ясно увидел мир, его многообразную правду и право каждого человека на поиск своей правды в общей Истине. И единственную Правду Любви. И тогда он… рассмеялся. И смеялся, не переставая, еще три дня, вспоминая, каким напыщенным глупцом был. Какая нелепая наивность крылась за его желанием стать идеальным, святым провозвестником правды, вместо естественного для человека поиска — узнавать правду и жить по ней.
Потом он смеялся, вспоминая, сколько умников было вокруг. Ведь почти каждый спорил с ним и обижался на него, отстаивая «свою правду». Такое «Вселенское Сообщество Правдолюбцев», каждый держатель «единственной истины» на свой лад. Ни один не усомнился, произнося сакраментальное «на самом деле…», что он не Бог и даже не святой, и знать и видеть, как обстоят дела на самом деле попросту не может – обзор не тот. А уж в одиночку, из своего уголка крошечного мирка, не включая в себя картину мира хотя бы близко стоящих к тебе – так и вовсе не поймешь, не увидишь ничего. А если вдруг обидел, обиделся, не понял другого – так еще и исказил реальность. Получилась Кривда, а ты в нее веришь, поклоняешься ей вместо Правды.
Смешной маленький человечек, сидящий с увеличительным стеклом в углу комнаты под столом и уверенный, что те слегка искаженные, но увеличенные ножки мебели и ноги входящих в комнату и есть весь мир, который он разглядел через лупу «правды». Но настоящий мир и настоящая правда от этого вовсе не перестают существовать – и это была самая лучшая и радостная новость. Отсмеявшись, он встал и пошел мириться и общаться, чтобы встретиться с Правдой. А Учитель стоял за углом и улыбался, радуясь, что у Правды появился еще один Ученик…
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/