Сделал гадость – сердцу радость.
Пословица
Злотворность как качество личности – склонность приносить вред всему живому и неживому, генерировать зло и всяческие гадости, быть пагубным и зложелательным.
В одной деревне был глашатай, человек злотворный, раздражительный, враждовавший со всеми. Он притеснял деревню и вконец разорил её: измышлял какую-нибудь вину, доносил татарам, и те взыскивали с жителей много серебра. Но вот пришёл день его смерти. Он созвал к себе всю деревню и сказал так: — Во многом я виновен перед вами, и так как вы при жизни моей не могли мне отомстить, то заклинаю вас богом: когда умру, накиньте мне на шею верёвку, выволоките из дому и повесьте на дереве. Жители поддались на его уловку и, когда он умер, поступили с ним так, как он завещал. Какой-то татарин, увидев висевшего на дереве глашатая, пошёл и сказал кадию: — Повесили нашего глашатая. Татары послали в деревню своих людей и взыскали с жителей много золота. Все стали бранить глашатая: — До чего ж злотворный человек! Всю жизнь только думал, какую еще гадость сотворить, грабил нас при жизни, а после смерти совсем разорил.
Злотворный человек убеждён, что «хорошими делами прославиться нельзя», поэтому как выразилась старуха Шапокляк он «делает людям злы». По улице бежит Шапокляк с пачкой газет в руках и кричит: — Сенсация! Сенсация! Новость дня: 98 человек обмануто! Ей навстречу крокодил Гена с Чебурашкой: — Можно у вас купить газету? Шапокляк им газету продала и бежит дальше, кричит: — Сенсация! Сенсация!! Новость дня: 100 человек обмануто!
Злотворная личность получает удовольствие именно от сотворения зла, доброта её угнетает и ввергает в уныние, она ей скучна и ненавистна.
Объявление: Профессиональный подлец. Специалист по злотворности. Порчу отношения, разрушаю семьи, ссорю людей, строю козни, плету интриги. Разваливаю тусовки и клубы. Массовые драки на свадьбах и похоронах. Интим не предлагать. Испорчу.
Фаворит злотворности – Герострат жил в 4 веке до н.э. в городе Эфесе в Малой Азии. Самой большой его мечтой было сделать свое имя знаменитым. Чтобы прославиться, он решил поджечь прекрасный храм, который жители города построили в честь богини охоты Артемиды, причисленный к семи чудесам света. За это деяние он был приговорен судом к сметной казни, а его имя было запрещено произносить и упоминать у книгах. Но через некоторое время, один из историков осмелился нарушить запрет, и имя Герострата дошло до наших дней и стало нарицательным. Так теперь называют одиозных, честолюбивых людей, стремящихся к славе любым путем, а также людей известных своими злодеяниями.
Все духовные традиции единодушны в том, что злотворного человека после смерти ждут адские урочища, ему не избежать адовых мук. Так, в одном древнем трактате говорится: «Добрыми делами человек мостит себе дорогу в счастливые миры, злодеяниями уготавливает себе жизнь в аду. По видам греха сотворены адские миры. Сознательно чинящий зло будет страдать самым суровым образом. Кто творит зло, веруя, что благодетельствует ближнему, тот понесет наказание средней тяжести. Самая же легкая кара ожидает того человека, кто не ведает о творимом им зле. Но горе тому, кто притворился невиновным, ибо бог судьбы безжалостен к притворщикам. Из желаний рождаются действия, действие порождает последствия. Из последствий нынешних дел складывается будущая судьба. Обладание чем-либо или кем-либо неизбежно связано с насилием, кара за которое — будущие мучения в аду».
Почему же, зная об этом, злотворный человек продолжает с завидным упрямством генерировать зло? Этот вопрос задают люди и сейчас и задавали в древности: «Царь спросил: Почему человек, зная, что будет осужден людским судом и будет страдать в аду, продолжает творить зло? Что за сила заставляет его действовать во зло себе? И почему, раскаявшись в одном злодеянии, он следом совершает другое?»
Ларчик открывается просто. Злотворность врастает в сознание человека, становится его сущностью, своеобразной зависимостью и как закоренелый наркоман не может избавиться от своего пагубного пристрастия, так и злотворный человек уже не может не творить зло. Иначе у него будет страшно болезненная ломка сознания, а он не хочет её испытывать, ибо менять миропонимание всегда жутко трудно и страшно.
Как проявляется злотворность? Тихон Задонский (Плоть и дух, гл.3): «Различно злоба совершается: Отнятием жизни у того, на кого злоба бывает. Отнятием здоровья. Злословием и клеветой. Ибо злобствующий, не имея возможности чем-нибудь отомстить за свою обиду, вымышляет какой-либо порок на ближнего, и так ложный злой слух пускает о нем, желая тем имя его честное помрачить, или из малого великое делает и прибавляет. От этого часто бывает, что многие напрасно терпят злую клевету и поношения… Пчела, ужалив, умирает — так и человек, который наносит вред ближнему, вредит своей душе, ужаливает ее и как бы духовно умирает».
Почему нельзя проявлять злотворность? Отвечает Иоанн Златоуст: «Никогда не будем злоумышлять против других, памятуя, что мы изощряем чрез это меч против себя самих и наносим себе глубочайшую рану. Но тебя оскорбил кто-нибудь, и ты хочешь ему отомстить? Не мсти. Таким только образом ты действительно будешь в состоянии отомстить. Если же будешь сам мстить, тогда не отомстишь. И не думай, что эти слова – загадка; нет, это – истина. Как и каким образом? Так, что когда ты не мстишь, тогда поставляешь Бога врагом ему (обидчику); а когда сам мстишь, тогда этого уже не бывает. Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19)… Если ты осуждаешь согрешившего, то зачем же, скажи мне, сам грешишь и впадаешь в то же самое? Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно; иначе сам себя оскорбишь. Опечалил ли кто тебя? Не огорчай его со своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты опять сделаешься подобным ему. Только тогда ты в состоянии будешь образумить его, когда перенесешь обиду спокойно и с кротостью; только чрез это ты устыдишь его и укротишь его гнев. Никто не исцеляет зла злом, но зло добром».
Когда человек доброжелательно настроен к людям, когда он всем желает счастья, его лицо словно освещено. На нём явственно прописано умиротворение и спокойствие. Человек с проявленным злотворством бредёт по жизни с омрачённым лицом. От него исходит сумрачность, разочарование и уныние. Он пахнет депрессией. На улице, глядя на прохожих, легко можно сканировать, у кого прописалась доброжелательность, а у кого зложелательство и злотворность. Чем более у человека злое отношение к миру, чем злее его желания, тем большую неприязнь он вызывает у встречных ему людей.
Анекдот в контексте злотворности. Тихое раннее утро. На берегу реки сидят три рыбака. К одному подплывает лягушка и шепотом спрашивает: – Клюет? Рыбак (шепотом): – Нет… Она ко второму подплывает: – Клюет? – Нет… К третьему: – Клюет? – Т-с-с… Клюет… Лягушка с шумом откидывается на спину и орет: – А мне по фигу! Я здесь плаваю!
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/