Не судите, да не судимы будете; ибо каким
судом судите, таким будете судимы; какой мерой
мерите, такою и вам будут мерить.
Евангелие от Матвея
Грехи других судить Вы так усердно рвётесь,
начните со своих и до чужих не доберётесь.
Уильям Шекспир
Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем
справедливее и снисходительнее будешь судить других.
Конфуций
Склонность судить других людей как качество личности – склонность субъективно оценивать, осуждать и укорять других людей за их поведение.
Судить других – одно из любимейших занятий большинства людей.
Человек, находящийся под влиянием энергии невежества, более всего склонен судить других. То есть, чем более человек невежда, тем сильнее в нём сидит страсть судить и осуждать других.
Люди думают, что судят других справедливо, без предвзятости и субъективности. На самом деле в большинстве случаев всё их судилище тенденциозно и огульно.
Огульность заявляет: — Не люблю огульно судить — но, по-моему, во всём виноваты – все, кроме меня! Огульность никогда ни в чём не виновата. Она считает, что ей дано право судить других.
Огульно не суди, слепым потоком чувств.
Осколком по душе наотмашь, злое слово
Волной непониманья бьет, и снова,
Всполохом боли возрождает грусть.
Судья — огульщик не ищет правоты, правды в каждой из точек зрения конфликтующих сторон. Его привлекает нахождение неправоты в позициях сторон. Духовный подход к конфликту: увидеть правоту в словах каждой из противоборствующих сторон. При таком подходе человек уходит от огульного судилища, развивается в духовном плане, ведёт себя благочестиво.
Владимир Чеповой в «Перекрёстке» пишет: «Как только ты научишься зеркально смотреть на конфликтную ситуацию – не погружаясь в неё по уши, как мы все это делаем, а созерцая со стороны – то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты сам сделал или захотел сделать в данном случае?»
Для людей характерна неспособность действовать безошибочно, безупречно. Человек обречён на ошибочность в силу того, что он просто человек с его несовершенством чувств и ограниченностью знаний.
Судить человека за ошибочность всё равно, что судить старика за старость.
Любящий судить других склонен к морализаторству. Ещё великий Шекспир писал: «И крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть».
Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть — судить людей.
И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
Моралисту некогда заняться собой. Он постоянно озабочен желанием судить и осуждать других. Зачастую с моралистом происходят любопытные трансформации. Человек совсем недавно вёл аморальный образ жизни: пил, развратничал, чревоугодничал и тут, как по мановению волшебной палочки, превратился в ужасного судью-моралиста. Как в сказке «Золушка», крыса становится кучером. Он всех начинает судить и учить, как правильно жить, заявляя, что постиг секреты мироздания.
При этом судит людей строго, не намереваясь прощать и быть снисходительным к их полу, возрасту и другим обстоятельствам. Еще недавно сам это же делал, но свое прошлое лицемерно забыто. Вот и возникают в жизни ситуации, когда мать, бросившая своего ребенка, учит других, как воспитывать детей и судит их за неправильное, по её мнению, воспитание. Мужчина сильно пил, бросил семерых детей от пяти жен и вдруг начинает судить современную молодежь за развязность и разнузданность.
Нельзя судить человека, выслушав только одну сторону конфликта.
Что обычно делают люди в спорных ситуациях? Исходя из своих предпочтений, под влиянием чувств и эмоций занимают чью-то сторону и начинают судить сторону противоположную. Объективности при этом ноль. Разве не глупость судить другого человека, услышав мнение только одной стороны?
Представьте, идёт судебное разбирательство, а у обвиняемого нет адвоката. Сам он не в состоянии себя защищать. Происходит односторонне обвинение. Или наоборот. Есть адвокат, а обвинение отсутствует. Будет справедливым решение суда при таких обстоятельствах?
Разумный человек ищет правоту, правду в каждой из точек зрения конфликтующих сторон. Материальный подход к конфликту: найти неправоту в позициях сторон. Духовный подход к конфликту: увидеть правоту в словах каждой из противоборствующих сторон. При таком подходе человек уходит от надобности кого-то судить, оскорблять или осуждать. Этого уже много.
Иными словами, категорически нельзя судить другого человека, тем более, если не удосужились поговорить с ним лично и уяснить его позицию.
Необдуманное, поспешное судилище оборачивается быстрым раскаянием, муками совести и поселением в себе чувства вины.
Никто не имеет право судить, не побывав в шкуре другого человека, не поняв все его мотивы поведения. Философ Эпиктет писал: «Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место». Есть Бог, есть, в конце концов, государство, вот оно пусть и судит.
Никогда не уподобляйтесь максималистски настроенным юношам, которые резко и безапелляционно судят о поступках и жизни взрослых людей, родителей, прежде всего.
Других мы зачастую судим по идеализированным представлениям о себе. Какая уж тут объективность, если мы все белые и пушистые?
Мы привыкли по своим меркам мерить «хорошо» или «плохо», «честно» или «нечестно», «правильно» или «неправильно» живут люди. Если они, по нашему мнению, живут и думают «неправильно», мы считаем необходимым их за это судить.
Надо понимать, что сегодняшнему уровню их сознания соответствуют все их действия и поступки. Вы бессильны изменить миропонимание людей, если их сознание не готово к переменам. Люди пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать вашим желаниям и представлениям.
Перестаньте оценивать и судить других через призму своего осознания мира. Даже мысленно не судите других по себе. Писание напоминает нам: «Как человек думает в своем сердце, таков он и есть». Вы должны помнить, что каждый делает и поступает согласно своему видению мира, в пределах своего осознания жизни.
Когда человек прекращает судить других людей, ему не придётся никого прощать. Судит тот, кто не простил, кто полон осуждения, обиды и злобы.
Кто ярой ненавистью пышет,
о людях судя зло и резко, —
пусть аккуратно очень дышит,
поскольку злоба пахнет мерзко.
Игорь Губерман
За самим судилищем порой не видно и самого осуждаемого человека. Почему склонность судить других вредна и опасна?
— Учитель, почему нельзя судить других? — спросил ученик. Учитель дал ученику воздушный шарик, на дне которого было немного грязи, и попросил его встать перед ним и надуть его. Ученик начал надувать. — Что ты сейчас видишь? — спросил учитель. — Я вижу вас и шарик. — Надуй ещё немного, — попросил учитель. Ученик дунул несколько раз. Шар стал больше. — Что ты теперь видишь? — Вас мне почти не видно, я вижу в основном только шар, по стенкам которого растекается грязь, — ответил ученик. — Надуй его ещё больше. После того, как шар стал ещё больше, учитель вновь спросил: — Что ты видишь? — Только грязный шар и больше ничего. — Надувай ещё, — сказал учитель и отошёл подальше.
И на этот раз ученик повиновался, продолжая усердно дуть. Но больше растягиваться шарик не мог и… Бах! Он лопнул, разбрызгивая во все стороны грязь. Ученик потерял дар речи и стоял, осматривая себя, всего испачканного грязью.
— Вот именно это и происходит, когда ты думаешь о чужих недостатках, слабостях и грехах. Начиная судить другого, ты перестаёшь видеть самого человека, а видишь только свои осуждающие недобрые мысли и чувства, которые могут в любой момент лопнуть и запачкать своей грязью не только тебя самого, но и окружающих, если, конечно, ты не перестанешь «раздувать» свои нечистые представления о других.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/