Сложность как качество личности – склонность представлять трудность для диагностики и понимания; обладать противоречивыми качествами личности, свойствами, особенностями.
Человек самая сложная из существующих систем. На минутку представьте: в одном человеке могут при соответствующих обстоятельствах проявиться более полутора качеств личности, причём противоположных друг к другу: трусость и смелость, преданность и предательство, ответственность и безответственность. Сводить весь безграничный мир личности, её микрокосмос к проявлению какого-то одного качества, значит, подходить к человеку однобоко, односторонне, поверхностно и верхоглядно.
В чём состоит сложность человека? В противоречивости проявленных качеств личности, в непредсказуемости, в возможности свободы выбора, осознанности?
В отличие от сложности простота однозначно является достоинством человека. Простота как качество личности – способность проявлять прямое, ясное, прозрачное, лишенное скрытности, свободное от умственного двуличия поведение в соответствии со своим пониманием вещей. Не зря Аркадий и Борис Стругацкие призывали: «Проще надо быть! Проще! Счастье в простом!»
Зачастую пустой человек хочет набить себе цену, заявляя о своей сложности и самобытности: — Терпите меня с моим сложным внутренним микрокосмосом, загадочностью, с моими сложными проблемами, выходками, капризами, прихотями, двусмысленностями, обидами и недомолвками. Я не такая, как все. Я буду делать то, что мне хочется.
Зачастую за лжесложностью торчат уши банальной закомплексованности, напыщенности, вспыльчивости, неумения контролировать гнев, горячности и резкости. Человек не может контролировать свои чувства, эмоции и беспокойный ум, но позиционирует неспособность к самоконтролю и самодисциплине как сложность своей натуры. Скверный характер не даёт ему шансов сдерживать раздражение и недовольство всем и вся. При этом мнимая сложность презрительно относится к недосягаемой ей простоте.
Трамвайный хам с интеллектом амёбы считает себя сложным человеком с богатым внутренним миром. Окружающие для него курицы, овцы, клушки – простушки. Только он имеет право на сочувствие, милосердие и сострадание. Словом за мнимой сложностью частенько прячется выпендрёж, рисовка и красование. Когда человек проявляет незрелость и дисгармонию, он своё неумение уживаться с другими людьми обряжает в одежды сложности. В голове бардак, а списывается это на сложность натуры. Отсутствие покладистости, гибкости, дипломатичности позиционируется как бескомпромиссность и принципиальность. Поддельная сложность обожает манипулировать сознанием окружающих.
В межличностном общении частенько встречаются люди неодинаковые по уровню развития разума, интеллекта. Люди находятся под влиянием разных энергий: кто-то благости, кто-то страсти, а кто-то невежества. Люди проявляют разную степень приближения к Богу. По сути, живя на одной планете, в одном городе, в одном доме, люди живут в других измерениях. Мир алкоголика и наркомана разительно отличается от мира духовно – развитого человека. Мир сплетницы совсем не похож на мир учёного.
Культурный человек будет разговаривать на уровне того, с кем общается или на шаг впереди его возможностей. Он не будет кичиться своей сложностью. Просто он разумен. Нельзя разговаривать с первоклашкой так же, как с десятиклассником. Он просто ничего не поймёт. А вообще нет никакой проблемы общаться с любым человеком, если он не втягивает вас в какую-то греховную деятельность. И его послушать интересно, и ему интересно что-то рассказать.
Философ Вячеслав Рузов говорит, что не нужно бояться общения. Я такой сложный, не могу общаться с простыми людьми. Гордыня. Это очень подозрительно смотрится, когда человек боится общаться. Просто не идите на поводу у греховных желаний. Поэтому если начинается разговор о грехе, можете сказать честно: «Мне это не интересно. Давайте о чем-нибудь другом поговорим». Какая проблема? Мне это не интересно. Никакой проблемы нет. Ведите себя искренне. То есть, будьте искренни. Говорите: «Мне не интересно об этом. Давайте о чем-нибудь другом. Об этом потом без меня поговорите». Какая проблема. Будьте искренним, простым. То есть, для простого человека все становится простым. Сложный человек, он думает: «Ну как бы все это правильно сказать, как бы никого не обидеть. Ну ладно, чуть-чуть с ними выпью, чтоб никого не обидеть. Ладно, соглашусь». И все сложным становится. Он втягивается во все это, оскверняется. А простой человек, у него все просто. Он говорит: «А мне это не нравится. Я это не пью. А это я не ем. А это я не люблю слушать. Давайте о чем-нибудь другом».
Это абсолютно нормальное общение. Никакой проблемы нет. Такая, знаете, излишняя вот такая вот культурность, она вредит. А культура должна быть простой, на основе искренности и простоты. Излишне сложные какие-то телодвижения только запутывают. Никто не может понять, вы вообще кто: твердый последователь или не твердый последователь. Вы вообще пьете или не пьете. Люди в шоке, то есть, они не знают, как себя вести. Если вы ведете себя однозначно, через некоторое время все всё поймут.
Простому человеку не нужно особо напрягаться, чтобы понять, как и с кем нужно общаться, от кого нужно держаться подальше, а кого обходить дальней дорогой или держаться на расстоянии. Истинную простоту не обидишь и на шею к ней не сядешь. О.Г. Торсунов точно подметил наличие трёх видов простоты: «простота в благости означает, что человек настроен просто, то есть он очень открыт по отношению к миру, но если кто-то пытается над ним совершить насилие, он очень просто, опять же, честно, просто, говорит ему, что так нельзя делать. Простота в страсти означает, что человек играет в простоту. В зависимости от того, что мне нужно в жизни, как я хочу, то есть если у меня есть какая-то выгода от простоты. Простота в невежестве, как говорят: «Простота – хуже воровства». То есть простота в невежестве – это когда человек просто-напросто простофиля, то есть он простачок такой, очень доверчивый человек, это называется доверчивостью. Когда человек очень доверчивый такой, не разбирается в ситуации совершенно, всем говорит что-то невпопад, который совершенно простоватый такой, туповатый немножко парень. Простота в невежестве означает, что человек просто недалек умом, и он, не понимая ситуацию, говорит то, что ему взбрело на ум. Вот это и называется простота в невежестве, или наивность по-другому».
Что такое простота? В.Рузов пишет: «Не пытаться сделать свои выводы, не нужно пытаться делать свои выводы. То есть то, что понятно — понятно, что не понятно — лучше переспросить. Но свои выводы делать не надо. Вот это называется просто. Сложный человек — он свои выводы ищет. Поэтому простота элементарно, то есть то, что прочитали, то, что понятно — все понятно, то, что не понятно, подчеркнули, на лекции спросили, вот и все. Вот она простота. Сложно — это когда прочитал, задумал думу, потом послушал, увидел несостыковки, непонимание, ещё думу сложнее задумал, понимаете. Потом в результате во всем разочаровался и ушёл пить пиво. Вот это сложно, понимаете. Просто — это понял — понял, не понял — спросил, вот все. То есть вот человек должен быть простым в этом плане. Вот это тоже качество ученика, простота. Поэтому никакой проблемы.
Знаете, так некоторые изучают, берут маркеры и: так понятно, зелёненьким понятно, понятно, понятно. Не понятно — красненьким. И потом они берут книжку и находят кого-нибудь и достают его: вот тут я не понял, вот тут не понял».
Простой человек в благости обыкновенен, естественен.
В жаркий, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди — заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соловой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. — Что это за человек? – спросил внук деда. — Это не человек, — ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. — Что это за человек? – спросил деда внук. — И это еще не человек, -ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. — А это что за человек? – спросил внук. — Обыкновенный, — ответил дед.
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/