Самоосмысление как качество личности – способность осознать и принять себя как вечную душу, осмыслить своё Я, обнаружить и постичь смысл своей жизни, своих главных жизненных целей, своего предназначения.
Цирк. Гвоздь программы — номер «Говорящая лошадь». На арене всадник на лошади. Полный зал. Барабанная дробь. Всадник — лошади: — Говори! Лошадь не говорит. — Говори, я сказал! Из зала начинают свистеть. — Говори, падла, все деньги потеряем, сдохнешь от голода. Из зала летят помидоры. — Ну, хорошо, я потрачу на тебя все деньги, куплю тебе золотую сбрую, лучшего жеребца, всё, что захочешь, только говори. Лошадь не говорит. — Ты станешь известной, мы объедем весь мир, умоляю, говори. На арену выбегают люди и кричат: — Давай наши бабки, зараза! Всадник: — Ну что, что тебе ещё надо, чтоб ты согласилась говорить?
Лошадь нехотя поворачивает голову в сторону всадника и говорит: — Ну, зачем, зачем мне что-то говорить, зачем мне деньги, слава, если я не могу осмыслить своё Я, не знаю главного — зачем вообще я живу, в чём смысл моей жизни, каково моё жизненное предназначение, какова цель моего рождения? Всадник переводит дыхание: — Слава Богу, заговорило, тупое животное.
Следователь медленно вынул из ящика лист бумаги, положил его на стол, взял ручку, поднял на меня глаза и сказал: — Цель рождения?
В Большой психологической энциклопедии осмысление собственной жизни трактуется как активность особого рода, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь здесь речь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни. Вопрос этот встает не перед каждой личностью и не с равной силой. В молодые годы он появляется редко; в молодости подобные вопросы, если и ставятся, звучат несколько иначе: не «для чего я живу?», а «для чего (или как) я хочу жить?». В молодости еще много стихийно возникающих и действующих мотивов, и нужно окунуться в жизнь, пройти её некие этапы, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Нередко вопрос о смысле жизни возникает лишь вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности — неизбежности смерти. Можно определенно сказать, что поиск смысла жизни — одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию личной сферы мотивационной.
Высший уровень самоосмысления – постижение истины, что Я – есть вечная духовная сущность, что Я — не тело. Тело – моя временная оболочка, моя обусловленность. Я – вечная душа, никогда не рождающаяся и не умирающая. Тело обязательно умрёт. Душа по своей природе безгранична во времени. Разумный человек говорит: — Я вечная душа. Тело – это одна большая неприятность, одно большое желание. Оно всё равно состарится, заболеет и умрёт. Я выше своей плоти. Моя природа — вечность. Я никогда не рождаюсь и никогда не умираю. Я – вечная духовная сущность. Я – искорка моего вечного отца – Бога.
Если человек находится на этом высочайшем уровне самоосмысления, значит, он разумен и духовно зрел.
Да, в нашем теле под влиянием времени что-то обязательно сломается и, как ни чини, всё равно тело внезапно умрёт. Тело в яму, а наша душа отправится или в духовный мир, если достигнет высот духовности, или отправится за новым телом. То есть, смерть для человека, если он жил благочестиво, весьма выгодное событие: старое, больное тело меняется на молодое, здоровое. Какой водитель откажется поменять старый «Запорожец» на новый «Мерседес»?
Но нужно в процессе самоосмысления уяснить, что тело дано человеку, чтобы он мог в материальном мире развивать свой разум, личностно расти, проходить жизненные уроки, усваивать экзамены судьбы, совершенствоваться, заниматься самосознанием, делать максимальные усилия, чтобы как можно ближе подойти к Богу. Тот, кто проявляет невнимание к своему телу, либо гордец, либо глупец, к тому же, небогоугодный глупец. Человек, угробив своё тело, то есть сам перекрывший себе дорогу к развитию, не может нравиться Абсолютной Истине. Поэтому Высшие Силы приветствуют внимание к себе. Естественно, оно должно осуществляться в разумных пределах, чтобы не перерасти в нарциссизм, самовлюблённость и самообожание. Иными словами, первая крайность – это пренебрегать своим телом, а вторая крайность – слишком сосредотачиваться на нём.
Самоосмысление призвано ответить на вопросы: — Зачем я живу? Каково моё жизненное предназначение? Какие цели я призван реализовать? В чём смысл моей жизни?
Зачастую люди отмахиваются от самоосмысления, как от надоедливой осенней мухи. Психолог Александр Хакимов пишет: «Мне нужен какой-то смысл жизни, осмысление всего – зачем всё это делать? Иногда эти вопросы становятся действительно бессмысленными, если нет ответов, какой толк носить эти вопросы в голове, если ответов нет? И тогда человек пытается забыть все эти вещи. Он при помощи организованных зрелищ, чувственных наслаждений и активной деятельности забывает о смысле всего, что он делает, самодеятельность вполне поглощает его ум и не остается энергии, чтобы думать еще о чём-то».
Анекдот в тему.
Умирает человек, попадает в рай. Его встречает апостол Петр. Человек: Простите, что вас беспокою, но у меня к вам есть один вопрос. Апостол: — Слушаю вас. Ч: — Я прожил довольно долгую жизнь, но так и не понял одного. Скажите, в чём был смысл моей жизни? А: — Вам правда нужно это знать? Ч: — Очень. А: — Помните, вы 1993 году ехали в поезде Москва-Краснодар? Ч: — Э-э.. ну…
А: — И вы еще познакомились в купе с попутчиками. Ч: — Наверное… А: — И вы пошли вместе в вагон-ресторан. Ч: — Да. А: — И за соседним столиком сидела женщина. Ч: — Возможно. А: — И она попросила вас передать ей соль. Ч: — И я ей передал соль. А: — И вы передали ей соль. Ч: — Передал. А: — Ну и вот…
Самоосмысление – неотъемлемое свойство развитого сознания. Развитый разум готов много отдать, чтобы найти ответы на такие вопросы: — Кто я? Откуда? Куда иду? Зачем живу?
Молодого Ницше, как-то, удивил вопрос кладбищенского сторожа: «Кто ты, откуда ты, куда ты идёшь?». Этот же вопрос он задал проходившему мимо монаху. Монах спросил: — Послушай, сторож! Сколько тебе платит твой господин? Я буду тебе платить в два раза больше, чтобы ты задавал мне эти вопросы каждый день! Такие вопросы побудят меня к получению духовного знания.
Правильное самоосмысление – путь к получению духовного знания. Осмысливая себя, человек начинает понимать, прогрессирует он, личностно растёт или, наоборот, деградирует и падает в трясину невежества. То есть самоосмысление помогает понять, в какую сторону, в каком направлении человек двигается: к Богу или от Бога.
В ходе самоосмысления разумная личность начинает осознавать суть своего жизненного предназначения. Жизненное предназначение человека – это работать над собой, развивать свой разум, расти духовно, взращивать в себе положительные качества личности, словом, делать всё возможное, чтобы как можно ближе приблизиться к Абсолютной Истине, к Богу.
Самоосмысление как составляющая духовного знания – есть насущная потребность души. Это всеобъемлющее знание разительно отличается от обычного прикладного знания, необходимого для создания материального комфорта. Духовное знание выходит далеко за границы повседневности, материальной практичности и дает нам ответы на запредельные вопросы бытия: — Кто мы такие? Откуда мы пришли? Каков смысл жизни?
Именно в самоосмыслении, базирующемся на духовном знании, больше всего нуждается душа, потому что обычное прикладное мирское знание – это, скорее, потребность нашего тела, нежели души. Тело может интересоваться такими вопросами, как заработать деньги для материальной жизни, то есть, как прокормить семью, какие новости, что где происходит и так далее, какие-то практические материальные вопросы пытается выяснить. А вот духовное, то есть всеобъемлющее, сокровенное знание, именно, запредельное знание, знание о таких принципиальных вещах, о смысле жизни, о своем положении – вот это знание является потребностью, именно, самой души. Именно в таком духовном самоосмыслении больше всего нуждается душа.
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/